19 декабря 2006Особое мнение
Обновлено 30.08.2023

Железный занавес

Железный занавес - изображение обложка

Те, кто играет исключительно в компьютерные игры, — люди в высшей степени счастливые. Не в том смысле, что им достаются самые лучшие игры (хорошие вещи есть на всех платформах), а том, что им не приходится иметь дело с таким идиотизмом, как региональное деление. Если уж игра появляется в продаже, то сразу по всему миру, а если не сразу, то об этом позаботятся пираты.

На домашних консолях (к PSP и Nintendo DS все нижесказанное не относится) все намного сложнее. Для каждого из трех регионов — США, Европы и Японии — выпускаются свои версии приставок и свои версии игр. То есть вот так вот просто взять и запустить игру для европейского рынка на, скажем, американской приставке нельзя, консоль надо сначала прочиповать (во многих странах это противозаконно).

Игры для разных регионов зачастую выпускают в разное время, а некоторые игры в некоторых регионах не выпускают вовсе. Все это очень злит игроков: в одной стране игра может уже давно выйти, а в другой ее ждут еще несколько месяцев — а могут и не дождаться вовсе. Конечно, можно заказать игру через интернет в другой стране, но тогда надо и приставку брать того же региона.

Самим издателям региональные ограничения нужны для того, чтобы устанавливать в разных местах разные цены (зачастую грабительские) и чтобы избежать проблем с законом (в Европе, например, не дадут выпустить игру с нацистской символикой). Однако ни тот, ни другой довод по большому счету не выдерживает критики, и сами издатели это признают.

Изменить ситуацию должны были консоли нового поколения. На Xbox 360 региональное деление, увы, сохранилось, но не по вине Microsoft, а из-за самих издателей: у них есть полное право выпускать игры без всяких дискриминационных ограничений, вот только пользуются они им редко. На PS3 и Wii поначалу обещалась полная свобода, но потом выяснилось, что и здесь будет то же самое. Однако по сравнению с тем концлагерем, который был в эпоху PS2, Xbox и GameCube, это все же выглядело как прогресс. До тех пор, пока Sony не отмочила свой очередной фокус.

24 октября гонконгский интернет-магазин Lik-Sang.com сообщил пренеприятнейшее известие: мы закрываемся, всем спасибо. Причина — компании не удалось отбить судебные иски со стороны Sony , недовольной тем, что Lik-Sang поставлял в Европу японские PSP задолго до, собственно, европейского запуска консоли, и еще тем, что то же самое может повториться с PlayStation 3. Чтобы оценить масштаб трагедии, достаточно знать уже хотя бы то, что Lik-Sang был самым популярным интернет-магазином среди хардкорных игроков всего мира, где можно было без труда достать труднодоступные и редкие игры и игровое железо.

Поводом для исков послужило то, что Lik-Sang якобы поставлял PSP, не отвечающие европейским стандартам безопасности, хотя это было неправдой (в комплектах с приставками были стандартные адаптеры на 100—240 В). Истинная же причина была другая: запуск PSP в Европе планировался лишь через девять месяцев после запуска в Японии и через полгода после запуска в США, да к тому же по значительно более высокой цене, в то время как импортеры решили эту проблему в течение нескольких дней. То есть на первых порах PSP в Европе стоила дороже, чем в Японии, но люди все равно ее покупали — лучше иметь японскую версию, чем ждать, пока Sony раскочегарится. Для Sony же разборка с Lik-Sang была делом чести — еще бы, кто-то сделал ее работу лучше, чем она сама.

По правде говоря, у самого Lik-Sang рыльце тоже было в пушку (в прошлом он торговал модчипами), но, во-первых, ничем противозаконным он не занимался с 2002 года, а во-вторых — если уж сама Sony не может обеспечить спрос, то зачем наезжать на импортеров, тем более что сильнее всего это бьет по простым игрокам? Самое же забавное то, что PSP через Lik-Sang покупали даже сотрудники европейского отделения Sony (!). В своем предсмертном пресс-релизе Lik-Sang не без злорадства привел их имена: Рэй Магуайр (управляющий директор Sony Computer Entertainment Europe ), Алан Дункан (директор по маркетингу британского отделения SCEE), Крис Соррел (креативный директор SCEE), Роб Паркин (директор по разработкам SCEE).

Одним лишь Lik-Sang репрессии не ограничились. Уже 30 октября другой азиатский интернет-магазин Play-Asia.com с прискорбием сообщил, что под давлением Sony ему придется отменить все предзаказы на PS3. Таким образом, все, кто живет за пределами США и Японии, но надеялись получить приставку через Play-Asia уже в ноябре, могут сосать лапу.

Вы уже, наверное, давно задаетесь вопросом: каким боком к нам относятся проблемы консолей? А вот каким: столкнувшись по долгу службы с сервисами для покупки игр через интернет (до этого мне приходилось иметь дело только со Steam ), я обнаружил, что там наблюдается та же самая региональная дискриминация, хотя и в меньших масштабах. Steam, Direct 2 Drive и EA Downloader приняли покупателя из России с распростертыми объятиями, а вот GameTap.com наморщил носик и нагло заявил, что обслуживаются только жители США и Канады, все остальные же могут идти куда подальше. Что, спрашивается, мешает им обслуживать жителей других стран (религиозные убеждения? природная брезгливость?)?

Буквально на следующий день возникла проблема с F.E.A.R.: Extraction Point. Американская версия аддона ни в какую не желала ставиться на русскую версию от «Софт Клаба» — требовался патч. Я, не разобравшись, скачал апдейт, но при попытке его проинсталлировать выяснилось, что он предназначен для US-версии и на русскую версию поставить его невозможно. Окей, качаю патч для русской версии (еще 300 с лишним мегабайт), ставлю его и пытаюсь снова проинсталлировать аддон. Бесполезно — «американка» не желает делить кровать со своим русскоязычным собратом. Матерюсь, ставлю британскую версию, качаю для нее отдельное обновление — и снова ничего не получается. В итоге все заканчивается тем, что покупаю через Direct2Drive US-версию (за возмутительные $39,99), трачу полночи на ее скачивание (два с лишним гигабайта как-никак) и качаю для нее патч (еще 300+ Мб). После этого Extraction Point все-таки соизволил установиться. Но это лишь единичный пример, подобная ситуация может возникнуть едва ли не с любой игрой.

Дискриминация есть и на выставках. LucasArts , например, вплоть до этого года принципиально не работали с российскими журналистами, а на любые просьбы пустить нас на закрытые показы или дать интервью отвечали примерно следующее: « В России мы официально не представлены, так что всего хорошего и до свидания ».

Одним словом, региональные ограничения на самом деле не имеют ничего общего ни с экономическими причинами, ни даже с элементарным здравым смыслом — всему виной инертность мышления и банальный человеческий идиотизм. Если ты продаешь консервированный горошек — в этом, может, и есть какой-то смысл, но игры-то продукт интернациональный, к чему такие барьеры? Рано или поздно здравый смысл, конечно, восторжествует, но доживем ли мы до этого счастливого дня?..

P.S. А Lik-Sang, скорее всего, еще воскреснет, только под другим названием.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. А может и совпадать.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь