Игра в материале
Sam & Max: Season 1 - Episode 1 - Culture Shock
?Рейтинг
Игромании
8.5Рейтинг
игроков
PC   X360   Wii
Жанр: Приключение
Серия: Sam & Max: The Game
Мультиплеер:  Нет
Разработчик: Telltale Games
Издатель: Telltale Games
Дата выхода: 1 ноября 2006
Sam & Max: Episode 1 — Culture Shock

Sam & Max: Episode 1 — Culture Shock

Вердикт — Sam & Max: Episode 1 — Culture Shock
...идеальная атмосфера и лучшие игровые диалоги. Макс цитирует Сартра и регулярно заявляет что-нибудь вроде: «У нас не было причин останавливать вас. Если только не принимать во внимание мою склонность к немотивированному насилию». Пересказыва
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вердикт
Sam & Max: Episode 1 — Culture Shock

Отечественные издатели отчего-то не спешат приобретать права на Sam & Max: Episode 1 Culture Shock. Причины тут может быть две: либо уважаемые компании ждут, пока Telltale Games выпустят весь первый сезон (новые серии будут появляться ежемесячно в течение ближайшего полугода), либо опасаются, что российские пользователи не готовы платить 300 рублей за два-три часа чистого игрового времени. Так вот, спешим развеять сомнения: в этих 120 с лишним минутах сосредоточено столько простого человеческого счастья, что хватит на все российские (и, чего уж там, зарубежные) квесты последних нескольких лет.

Немотивированное насилие

Если при виде данного скриншота вам не наворачиваются на глаза слезы, значит, вы родились менее 20 лет назад. Или у вас отсутствует сердце.

Набирая эти строки, очень сложно не сорваться в такое, знаете ли, истерическое повизгивание. Проблема, однако, состоит в том, что для довольно внушительной части нашей аудитории Sam & Max — просто новый квест про собаку в шляпе и зубастого кролика. А между тем 14 лет назад анимационные приключенческие игры являлись чуть ли не главным источником дохода LucasArts. Вышедшая в 1993 году Sam & Max: Hit the Road моментально обрела не то что культовый — чуть ли не священный статус. Для образованных людей старше двадцати лет такие названия, как, скажем, Day of the Tentacle, являются чем-то вроде лакмусовой бумажки. Автор этих строк при произнесении соответствующих словосочетаний начинает развозить натуральные нюни, сморкаться в нагрудный платок и поносить современную игроиндустрию непечатным.

Не так важно, почему это произошло, но сегодня, в 2006 году, квесты в своем традиционном понимании находятся на низшей ступени индустриальной пищевой цепи — принято считать, что они практически не приносят денег, дорого стоят в разработке и к тому же совершенно никому не нужны. Так вот, Sam & Max: Episode 1 — Culture Shock, хрестоматийный пример соответствующего жанра, так ловко и безупречно демонстрирует всем окружающим, как надо делать квесты, что мы тут вот прямо сейчас, авансом, готовы обвешать Telltale Games всевозможными регалиями.

По большому счету, единственная претензия, которую можно предъявить к Culture Shock, — ее совершенно непристойная продолжительность. Запустив Episode 1 в поезде по пути в Киев, автор этих строк с удивлением обнаружил ползущие по экрану финальные титры через каких-то два часа. Во всех остальных вопросах Sam & Max — практически безупречная игра, которая с легкостью разбивает все имеющиеся к жанру претензии.

В двухчасовое приключение Talltale Games также умудрились встроить аркадную мини-игру.

Вот, скажем, игровой процесс. Возьмите недавнюю Secret Files: Tunguska или что там у нас еще выходило в последнее время? Через каких-нибудь десять минут игры ваш инвентарь окажется забит десятком совершенно невообразимых объектов, а уже через двадцать варианты их комбинирования и применения размножатся в геометрической прогрессии. Это вовсе не потому, что жанр такой. Это потому, что не хватает таланта и остроты мышления. В Sam & Max ни одна задача не решается перебором — это практически невозможно. Местный инвентарь в редкие минуты насчитывает пять предметов. Игра не заставляет вас натужно перебирать возможные варианты, она предлагает расслабиться и немного подумать. Тут практически не имеется тупиковых моментов — все решения основаны на очевидной человеческой логике. То есть если самый простой способ превратить обычный сыр в швейцарский — это проделать в нем дырки при помощи пистолета, то именно так и надлежит сделать.

Telltale Games прекрасно осведомлены о том, как надо рассказывать истории. Используя всего пять (!) сцен, они разыгрывают на этих скромных декорациях потрясающее зрелище. Среди персонажей фигурируют татуировщица, ставшая психиатром, хозяин «неудобной» лавки, продающий из-под полы слезоточивый газ, а также неудавшаяся телевизионная звезда 70-х гг. Задачи варьируются от необходимости получить диагноз «враждебная реакция на дантистов» до шантажа невинных водителей. Словом, за несчастные два часа вам не встретится ни одной одинаковой ситуации. В одну минуту главгерои пытаются раздобыть $10 тыс. для покупки нелегального оружия, а в другую Сэм сам себя выводит из гипноза.

Автор Sam & Max называет Макса «hyperkinetic rabbity thing».

Местный юмор удивительным образом сочетает упоминание Сартра и шутки про сбрасывание шара для боулинга на голову.

Высокий стиль

Но весь этот удивительно удачный геймдизайн был бы, конечно, не так заметен, если бы не идеальная атмосфера и лучшие игровые диалоги. Макс цитирует Сартра и регулярно заявляет что-нибудь вроде: «У нас не было причин останавливать вас. Если только не принимать во внимание мою склонность к немотивированному насилию». Пересказывать все это, конечно, совершенно невозможно, местный сценарий вот прямо сейчас можно выдавать всем горе-писателям, которые сочиняют свои вымученные реплики, в качестве вечного ориентира. Тут абсолютно интеллектуальный, чуть ли не монти-пайтоновский юмор регулярно чередуется с диковатыми шутками, которые на Западе называются непереводимым словом slapstick.

Кроме того, Culture Shock бесподобно выглядит и звучит. Помимо идеальной актерской работы, здесь также имеется гениальный джазовый саундтрек (совершенно бесплатно доступен по адресу www.telltalegames.com/community/blogs/id-100). Аналогично дела обстоят и с графикой — к ней невозможно предъявить никаких претензий, все выглядит и играется в точности как на окрестных скриншотах. К тому же игра преспокойно работает на более чем скромной рекомендуемой конфигурации.

Образовательный уголок

Sam & Max: Hit the Road (1993).

Для тех, кто в силу определенных жизненных обстоятельств впервые услышал о Sam & Max из данного текста, имеем сообщить следующее. Соответствующие персонажи созданы в — страшно сказать! — 1987 году Стивом Парcеллом (Steve Purcell), американским художником и сценаристом. Сэм (рассудительная говорящая собака-детектив) и Макс (нервический белый кролик с тягой к немотивированному насилию) просуществовали некоторое время в формате комиксов, пока их автор не поступил на работу в квестовое отделение LucasArts. Там он в качестве художника разработал обложки к первым двум сериям Monkey Island и умудрился в разной степени приложиться ко всем знаковым проектам 90-х, включая Loom (1990) и Maniac Mansion: Day of the Tentacle (1993).

Так вот, все в том же 1993-м появилась Sam & Max: Hit the Road — первый большой дебют Сэма и Макса на мониторах земшара. С 1997 по 1998 гг. Fox Kids запустили мультсериал The Adventures of Sam & Max: Freelance Police, а в тяжелом для квестов 2002-м году LucasArts мужественно анонсировали трехмерный сиквел Sam & Max: Freelance Police, который, впрочем, был благополучно отменен в марте 2004-го.

В 2006-м Сэм и Макс неожиданно объявились на страницах сайта Telltale Games — компании, созданной выходцами из квестового отделения LucasArts. Среди прочих сотрудников там значился и Парселл, который начал безвозмездно публиковать по адресу www. telltalegames . com новые комиксы. Трехмерная реинкарнация Sam & Max, разумеется, проходит при непосредственном участии автора.

Помимо работы в Telltale Games, Парселл также занят в сценарном отделении Disney/ Pixar и имеет некоторое отношение к сюжету их недавних «Тачек» (Cars, 2006).

Обложка первого выпуска комиксов Sam & Max: Freelance Police.

* * *

Не сорваться к непрерывному употреблению прилагательных «идеальный» и «безупречный», как видно, не удалось. Но Sam & Max: Episode 1, поверьте, заслуживает всего вышесказанного. Это действительно лучший квест последних лет — умный, смешной, красивый и виртуозно исполненный. Глядя на Culture Shock, понимаешь, почему соответствующий жанр пребывает в стагнации — сходу не получается назвать ни одной игры, равной новому Sam & Max.

Telltale Games, которые до сегодняшнего дня самостоятельно сработали только недооцененный в свое время CSI: 3 Dimensions of Murder, неожиданно обернулись очень приятной и совершенно самобытной компанией. Первый эпизод (равно как и все последующие) продается на их сайте по цене $8,95 за копию. Там же можно купить гениальный арт-проект Samorost, а также восхитительно бредовый квестовый сериал Bone. Кроме того, всем желающим бесплатно раздают уморительные комиксы про Сэма и Макса. Чудо-люди какие-то, честное слово.

P. S. Расписание счастья на сегодняшний день выглядит следующим образом: Episode 2 — 7 января, Episode 3 — 7 февраля и так далее до 7 мая включительно. Планируйте расписание.


Реиграбельность нет

Классный сюжет да

Оригинальность нет

Легко освоить да

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей: 9,0

Графика: 8,0

Звук и музыка: 9,0

Интерфейс и управление: 9,0

Дождались? Независимо от того, любите ли вы квесты или нет, Sam & Max: Episode 1 — Culture Shock обязательна к ознакомлению. Всем поклонникам соответствующих героев пояснять, надеемся, ничего не нужно.

Рейтинг «Мании»: 8.5

Комментарии
Загрузка комментариев