25 марта 2011
Обновлено 17.05.2023

Beyond Good & Evil HD

Beyond Good & Evil HD - изображение обложка

Мишель Ансель, один из немногих людей в индустрии, кого без зазрения совести можно назвать большим художником, в последние несколько лет занят непонятно чем. Придумав Рэймена и его гораздо более успешных врагов — бешеных кроликов, — Ансель всегда сразу же покидал свои успешные проекты, никогда не оставаясь работать над сиквелами. Исключением стала только Beyond Good & Evil 2003 года — пока что главный и самый зрелый труд в его биографии, продолжение которой он по разным противоречивым сведениям кропотливо вымучивает на протяжении последних нескольких лет.

Теперь, после того как совсем другие люди наконец-то перевыпустили первую часть на современных консолях, можно хотя бы понять, почему так сложно складывается судьба сиквела. Слишком уж велики ставки, и дело даже не в коммерции: после успеха Peter Jackson’s King Kong (2005) Ubisoft дала Анселю карт-бланш. Повторить эту невероятную игру при современных методах производства (а тем более — в стенах компании Ubisoft) практически невозможно. Beyond Good & Evil была целиком авторской игрой, каких на Западе крупные издатели не выпускают уже лет десять. К счастью, ничего не мешает наслаждаться ей и сейчас — даже в HD-эпоху первая часть выглядит так, как будто вышла только вчера.

Партия зеленых

Тем более что героиню Beyond Good & Evil — двадцатилетнюю журналистку-фрилансершу Джейд — проще всего представить скорее в эпоху «Фейсбука», «Твиттера» и цифровой дистрибьюции (игра распространяется в сетях XBLA и PSN за символические $10). Она предпочитает радикально-зеленый макияж и короткую стрижку, никогда не расстается с фотоаппаратом и вместе со своим дядей Пейджем (добрейшим человекообразным хряком) присматривает за сиротским приютом, расположенным на заброшенном маяке. В нашей с вами реальности такую можно встретить скорее где-нибудь на журфаке МГУ с охапкой книжек в руках, чем в компании прямоходящих свиней и носорогов — еще далеко не самых странных жителей планеты Хиллис. Но у себя, в Beyond Good & Evil, Джейд занимается буддистской медитацией, японскими единоборствами, умеет обращаться с посохом додзе и водит ховеркрафт (по суше на Хиллисе никто не ездит — только по воде и по воздуху). Также не исключено, что состоит в движении в поддержку местного Химкинского леса и регулярно ходит на марши несогласных.

Причины для проведения последних налицо: несмотря на богатейшее разнообразие биологических видов, в обществе господствует толерантность, а настоящую угрозу для планеты представляют собственные власти. Военизированная организация Alpha Sections, которая под предлогом защиты планеты от агрессивных пришельцев Думц приобрела практически неограниченное влияние на жизнь (и не только политическую) Хиллиса. Физиономия ее лидера круглосуточно транслируется по государственному ТВ, радиоприемники надрываются от патриотических речей, а закованные в железо солдаты Alpha Sections строго охраняют каждую подворотню, пользуясь поддержкой большинства населения.

Но на самом деле «охраняет» Alpha Sections лишь саму себя — нападения космической швали продолжаются, а мирное население продолжает исчезать. Во время одного из рейдов пришельцы высадились на территорию маяка Джейд с явными намерениями похитить детей, отбивать которых Джейд с дядей пришлось самостоятельно. Тогда как вальяжные стражи родины прибыли лишь по окончании драки и доложили начальству об успешном отражении еще одной вероломной атаки из космоса.

Волшебница изумрудного острова

Начиная с этого момента Джейд сходится с местной оппозицией, делает для них серию разоблачительных репортажей и начинает, что называется, расшатывать лодку гнилого государства. И если с агрессивными, но тупыми тварями Думц она может разобраться при помощи посоха додзе, кувалды дяди Пейджа и пушки ховеркрафта, то в случаях, когда нужно проникнуть на территорию баз Alpha Sections, работает только стелс. Джейд ужом вьется за спинами металлических громил, прячется за ящиками и свисает с вентиляционных труб, разыгрывая мультяшно-футуристическую версию Tom Clancy’s Splinter Cell. Только в отличие от него — без дурацких условностей: поднятую тревогу можно утихомирить, если хорошенько отсидеться в недоступном месте, а врагов можно как убивать, так и обходить стороной. Просто в первом случае понадобится приложить гораздо больше усилий: боевая система игры работает буквально на двух кнопках, но драки не назовешь совсем простыми. Джейд очень пластична и может охаживать врагов посохом, делая при этом сальто и стоя на руках, но она очень хрупка и умирает буквально от одного тычка стальным ботинком. А учитывая, что главная цель журналистки — не передушить всю живую силу врага, а принести на базу фотографии зверств режима, фотографировать приходится буквально на бегу, иногда — прямо во время драк.

Фотоаппарат же служит и основным источником пополнения кошелька. За качественную фотографию каждого биологического вида Хиллиса платит деньги научный центр, а за особо редкими и опасными особями приходится вести настоящую охоту, преодолевая огромные расстояния и не слишком адекватную реакцию некоторых тварей. Иногда в Beyond Good & Evil просто забываешь об очередной миссии по спасению планеты и начинаешь просто ездить по открытому миру, залезая в населенные непонятно кем пещеры, чтобы, дождавшись ночи, поймать в объектив какой-нибудь вымирающий вид светлячка. Полученной за такой снимок суммы с лихвой хватит на новую турбину к ховеркрафту или апгрейд здоровья самой Джейд и ее напарника: за пределами стелс-миссий журналистку сопровождает дядя, а во второй половине игры — перешедший на сторону оппозиции солдат по кличке Double H. Вместе с мужчинами можно даже проводить комбо-удары разрушительной силы.

Несмотря на умеренный гражданский пафос, действительно серьезный сюжет и местами вышибающие слезу диалоги, Beyond Good & Evil все же остается игрой, в которой постоянно приходится общаться с носорогами-растаманами, и поэтому не относится к себе слишком серьезно. В свободное время здесь можно поучаствовать в гонках ховеркрафтов, которые проходят под восхитительную латино-музыку (малоизвестный композитор Кристоф Эраль написал саундтрек, ни в чем не уступающий самой игре), поиграть в настольный керлинг, отправиться на поиски гигантских жемчужин, пофотографировать приютских детишек или просто встречать рассвет на крыше маяка. Beyond Good & Evil потрясающе красива, так что даже без новых HD-текстур, добавленных в консольную версию, абсолютно не подвержена влиянию времени. Как, впрочем, и сам мир игры: несмотря на царство беспроводного интернета, молекулярных сканеров и говорящих голограмм, дисководы здесь замаскированы под деревянную хлебницу, а все машины щеголяют выпуклыми формами и круглыми фарами словно из 60-х, но при этом передвигаются только по воздуху.

* * *

Мы намеренно не рассказываем про HD-переиздание Beyond Good & Evil слишком много — если вы еще не видели одной из лучших игр нулевых, то мы искренне вам завидуем. Даже сейчас эта детская снаружи и очень серьезная внутри игра способна радовать, словно подарок, найденный под елкой первым утром нового года. Beyond Good & Evil дает больше, чем от нее ожидаешь: за 10 часов игры она несколько раз серьезно меняется (позволяя даже разок слетать на Луну), оставаясь при этом простой и доступной. В 2003 году игра стала коммерческим провалом — в Ubisoft толком не поняли, как рекламировать эту безумную смесь всех на свете жанров, да еще и выпустили ее в разгар рождественской лихорадки, когда чудо-игру просто не заметили из-за наплыва блокбастеров. Сейчас у Beyond Good & Evil есть второй шанс, который, возможно, станет определяющим для решения судьбы второй части. Купите ее, пожалуйста.

P. S. Тем более что сделать это можно, даже не являясь обладателем PS3 или Xbox 360: PC-версия продается в Steam за те же $10 и внешне ничем не отличается от консольного переиздания.


Реиграбельностьда

Классный сюжетда

Оригинальностьда

Легко освоитьда

Геймплей: 9

Графика: 10

Звук и музыка: 10

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Одна из лучших игр нулевых, которая заслуживала HD-переиздания больше остальных. С каждым годом Beyond Good & Evil становится только лучше: таких душевных игр без малейших недостатков сейчас уже не делают.

Рейтинг «Мании»: 9,5

«Великолепно»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь