Achtung! Cthulhu Tactics. Ни Ктулху, ни тактики
Лавкрафт в последние годы стал едва ли не самым популярным хоррор-писателем. Творчество гениального безумца проникло в массовую культуру так глубоко, что извлечь его цепкие щупальца без хирургического вмешательства уже невозможно. Литература, кино, музыка, живопись — всюду множатся произведения, основанные на работах Лавкрафта или, как минимум, вдохновленные ими.
Интерактивные развлечения, само собой, не исключение — причём речь в первую очередь даже не о ПК и не о консолях. Уже не один десяток лет по всему миру играют в настольные игры, основанные на мифах о Великих Древних. Одна из таких настолок и легла в основу Achtung! Cthulhu Tactics.
Но лучше бы фанатский фильм сняли, ей-богу.
На фронтах второй межмировой
Самое интересное в настольном исходнике — это сеттинг. В отличие от, например, культовой Call of Cthulhu , действие Achtung! Cthulhu разворачивается не в начале XX века, а во время Второй мировой войны. Со всеми вытекающими в виде нацистов-культистов, магических Wunderwaffen и лезущих на пулемёты шогготов. Вселенная получилась благодатная, ведь в ней можно рассказать почти любую историю и оправдать волей Древних даже самые сумасшедшие события и изобретения — была бы талантливая команда у руля и жирный бюджет. Но у Achtung! Cthulhu Tactics была только студия Auroch Digital и собранные на Kickstarter 22 тысячи фунтов. Так что получилось то, что получилось.
Капитан Эрик Харрис и его эзотерический (!) паровой (!!) карабин
Вступительное видео из статичных картинок кажется некрасивым до тех пор, пока не начнётся геймплей. Графика выжмет слезу даже у видавших виды ветеранов тактических стратегий. Однообразный серо-зелёный лес выглядит искусственно, как обивка дешёвого дивана. Чащу сменяют подземные бункеры, похожие на коричневые внутренности огромного и крайне несчастного чудовища. В этой визуальной каше ваши юниты барахтаются как контрафактные пластмассовые солдатики. Такое чувство, будто кто-то опрокинул на грязное одеяло коробку с некачественными миниатюрами.
Хуже способа подать сюжет в видеоигре и не придумать
В движении всё это безобразие смотрится ещё хуже, чем в статике. И звучит соответственно: полторы лениво прочитанных реплики на каждого героя, пяток других звуков да одна-единственная невнятная «мелодия» — едва ли не всё звуковое оформление.
Но тех, кто сможет продраться сквозь уродливую обёртку, ждёт настоящий сюрприз. Ведь игра не только с виду страшная, как «Некрономикон». Она ещё и невероятно скучная.
Четыре оккультиста и скука
Авторы словно взяли XCOM , вырезали из неё всё самое занимательное, покрасили оставшееся в цвет вермахтовской шинели и бросили умирать на обочине Steam. Кастомизация бойцов, разрушаемое окружение, «киношные» ракурсы камеры, стратегический режим, драйв, динамика — ничего этого в Achtung! Cthulhu Tactics нет. Зато есть урезанный микроменеджмент, укрытия, два промаха подряд из дробовика в упор при шансе попадания в 96% и враги, которые выпрыгивают из ниоткуда, стоит только отряду наступить на триггер.
Всегда можно выбрать между основной и дополнительной миссиями
Отдам разработчикам должное: слепо копировать механику XCOM или одного из её клонов они не стали. Но играется это именно как клон XCOM. Пусть даже вместо модной двухфазной системы «беги — стреляй» здесь бои завязаны на уже кажущиеся анахронизмом очки действия. Здорово, конечно, но различия между этими системами на деле не такие уж и разительные. Разве что атаковать и перемещаться теперь можно в любом порядке, а пистолеты превратились в ultima ratio, ведь при удачном раскладе из них можно бить буквально очередями.
За такую оружейную акробатику и другие спецспособности отвечает «импульс»: дополнительные очки действия, общие для всего отряда. Их выдают понемногу каждый ход, а недостающие можно заработать критическими ударами и убийством немецко-фашистских захватчиков.
Экран подготовки к заданию будто взят из XCOM для бедных
Механика интересная, но продумана из рук вон плохо. К примеру, мадемуазель Дюбуа, хрупкая оккультистка с «люгером» в руке и демоном на плече, может в одиночку вынести вражеский взвод без всякой магии. Просто потому, что восстанавливает этот самый «импульс» быстрее, чем тратит. Следом по боевой эффективности идет капрал Сингх — ведь ему тоже можно вручить пистолет. А вот автоматчик сержант Картер и капитан Харрис, вооруженный странным паровым ружьём, уныло плетутся в хвосте рейтинга. И я не случайные примеры сейчас привёл. Эти четверо — весь ваш отряд. Всё. Финита.
Механика наблюдения перекочевала сюда из сами знаете какой игры почти без изменений
Героям сочинили какие-никакие биографии, дали им уникальную внешность и собственные деревья прокачки, но личности из них получились… неглубокие. Под стать сюжету. Историю подают в форме сухих брифингов между заданиями: следить за ней не хочется совершенно. Тем более что любая миссия, хоть основная, хоть дополнительная, в итоге сводится к убийству всего, что шевелится.
Спасение рядового разума
На помощь обычным фрицам быстро приходит спецназ с фантастическим оружием, а следом и оснащённые хвостами, когтями и тентаклями порождения Мифа. Монстры пугают не только размытыми текстурами и нехваткой полигонов, но и своей потусторонней природой. Недаром один лишь вид мистических тварей вызывает у солдат стресс. Потеряв самообладание, боец начнёт палить в белый свет как в копеечку, дрожать от страха и вообще вести себя неподобающе. Благо после боя мозги у наших подопечных встают на место и герои перестают метаться, словно обезглавленные курицы.
Иногда магия оказывается эффективнее пистолета
Но не беда. На крошечных линейных уровнях не заблудилась бы и курица. В серии XCOM бой идёт на разных высотах, бойцы постоянно куда-то карабкаются, скачут по крышам, что твой Бэтмен, или вовсе парят в воздухе. Вместо этого Achtung! Cthulhu Tactics предлагает… войнушку на бильярдном столе.
Только туман войны фиговым листком прикрывает этот унылый ландшафт. Но туман такой агрессивный, что от одной драки к другой истребители нацистов вынуждены слепо ползти чуть ли не по стеночке. Хорошо, что ходить хотя бы между пошаговыми перестрелками дозволено в реальном времени. Иначе блуждания впотьмах вызывали бы не скуку, а муку.
Шанс попадания — 80% в упор. Классика
Враги тоже прикрыты пеленой под названием «shroud» — пока не рассеешь её прямым зрительным контактом, фальшфейером или особым навыком, разглядеть, кто под чёрной вуалью, нельзя. По таким врагам и попасть значительно труднее.Это тоже вроде бы интересное решение: наконец-то направление взгляда бойца получило важную роль! Но на деле же «срыв покровов» постоянно глючит, а кто куда смотрит — не так уж важно.
Столь же криво к здешней хромой боёвке прикрутили удачу прямиком из Hard West. Только там она и давала защиту, и тратилась на хитрые стрелковые приёмчики. Приходилось балансировать, жертвовать защитой ради урона и волей-неволей получать удовольствие. Здесь же везение — просто дополнительная полоска здоровья, которая регенерирует после схватки. Зачем эта механика вообще нужна? Непонятно.
И то же можно сказать обо всей Achtung! Cthulhu Tactics вообще.
Враги тоже не стесняются использовать специальные способности
Игра выполнена в отличном сеттинге, в ней собрано немало любопытных механик, но она не даёт ни лавкрафтианской атмосферы, ни захватывающего сюжета, ни интересных сражений. Отличный способ спустить пятьсот рублей и несколько часов жизни в унитаз. Хотите атмосферы непознаваемого ужаса — перечитайте Лавкрафта. Хотите интересной тактики — ещё раз пройдите XCOM или смахните пыль с «Операции Silent Storm».
Хотите грустно и чрезвычайно бесполезно провести несколько вечеров — к вашим услугам Achtung! Cthulhu Tactics.
Achtung! Cthulhu Tactics — адаптация, которой не стоило появляться на свет. И дело здесь не в том, что я не люблю тактические игры или творчество Лавкрафта. Как раз наоборот.
- необычный сеттинг
- пара интересных идей.
- уродливая графика
- скучные битвы
- скомканный сюжет
- запоротая атмосфера
- неправильно работающие механики.
Во что: ключ предоставлен издателем
На чем: PC
Сколько: 15 часов
«Мазохист»
Пройти игру и… получить удовольствие.