Могучая кучка: первое знакомство с PlayStation

Могучая кучка: первое знакомство с PlayStation

Прямым текстом — Могучая кучка: первое знакомство с PlayStation
Пять авторов и один редактор «Игромании» вспоминают, как для них начиналась история PlayStation.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Прямым текстом
Могучая кучка: первое знакомство с PlayStation

3 декабря 1994 года в Японии начались продажи PlayStation — первой игровой консоли от Sony. О том, как она появилась, мы рассказывали совсем недавно, а потому в честь двадцатилетия одной из важнейших консолей в истории решили подойти к теме с другой, сентиментальной, стороны. Давайте вспомним, как c PlayStation познакомились мы с вами.

Мы начнем — а вы, как обычно, не стесняйтесь делиться своими историями в комментариях!

► Официальная нарезка игрового видео к юбилею PlayStation.

Когда я увидел графику на PlayStation One, внутри меня что-то перевернулось. Переход к полноценной трехмерной картинке от уже поднадоевших спрайтов казался неким чудом, которое я себе и вообразить не мог — а тут увидел прямо на экране телевизора! Первая консоль от Sony вообще во многом выглядела как подарок из будущего: щеголяла потрясающим дизайном, работала на дисках, и к ней прилагался необычный контроллер. Уже то, что такая вещь стояла у меня дома, вызывало бесконечные приливы гордости и счастья.

Первой игрой была Crash Tag Team Racing, идеально вписывавшаяся в любые посиделки и заставлявшая меня раз за разом проигрывать просто потому, что ее хотелось разглядеть во всех подробностях. Чуть позже настал черед Tomb Raider, Resident Evil и Final Fantasy — никаких слов не хватит, чтобы даже отдаленно описать влияние этих игр на мои предпочтения, как игровые, так и жизненные.

Но самой-самой любимой навсегда останется первая Metal Gear Solid, которую до сих пор хочется пройти снова, в очередной раз добравшись до финальных титров. Без MGS я решительно не представляю себе ни индустрию, ни себя самого.

Эпоха PlayStation One — золотое время, когда почти каждая игра била прямо в точку и намертво откладывалась в памяти. Безграничная благодарность полагается Sony за то, что она сделала это возможным. С днем рождения, PlayStation!

► Музыкальные темы из полутора десятков игр для PlayStation (и не только) в одной композиции.

Первой PlayStation у меня никогда не было, зато было жгучее желание увидеть Resident Evil — там мужчина, по слухам, яростно дрался с зомби-собаками. Нужная консоль была у соседа, но в гости он почему-то не звал, а попросить прийти я стеснялся. Пришлось сработать изящнее. В день его рождения я убедил совесть, что меня пригласили на праздник, и с утра оперативно купил в подарок пиратский диск Resident Evil: Director's Cut. С порога на меня, конечно, посмотрели странно, но внутрь пустили. А потом выяснилось, что сосед ужасно боится хорроров и драться с зомби-собаками мы все-таки не будем. Так день рождения печально прошел без игр. Разве что под конец откуда-то пришел уже нетрезвый отец соседа и упал на диван играть в Ace Combat 2.

С остальными консолями Sony у меня, к счастью, все обстояло спокойнее, потому что на них я играл уже у себя дома. Более того, благодаря PlayStation 2 мне удалось выяснить две очень важные вещи: а) хорроры действительно могут пугать так, что больше к ним не захочешь приближаться (здесь отдельное спасибо Project Zero 2: Crimson Butterfly); б) чтобы играть в Ace Combat, вовсе не обязательно напиваться, весело и так.

► Рекламный ролик первой PlayStation из 1995 года, где сила консоли (которую, согласно тогдашнему слогану, нельзя недооценивать) превращает нормальных людей в обезьян. Рекламщики Sony всегда работали не так, как все.

Дело было под конец девяностых, и это была, натурально, первая игровая консоль (не считая «Электроники» со всяким «Ну, погоди!»), с которой я познакомилась вживую. В то время родители моей одноклассницы челночили в ОАЭ, Китай и Турцию и после одной из таких поездок привезли PlayStation. Не пошлую блинницу PlayStation One («слимка»), а благородную «толстушку».

Любимой игрой стала, конечно, Resident Evil 2 — вся школа тогда по ней с ума сходила. Как сейчас помню, начинали играть еще на черно-белом телевизоре, невероятно боялись боссов и просто швыряли геймпад друг дружке в руки от страха — мол, пусть лучше «она» пройдет, а я посмотрю со стороны. Однажды поздно вечером после очередного сражения с безумными зомби-псами я возвращалась от подруги домой, а в подъезде почему-то не горел свет. И тут на меня выскочил доберман соседа. Своим визгом я, наверное, подняла весь дом. Спасибо Хидэки Камиё и Синдзи Миками за это.

Что еще запомнилось — первые две части Broken Sword я прошла именно на PlayStation подруги. Это было непросто: трудно придумать что-то хуже управления курсором при помощи крестовины D-pad (дело было еще до появления DualShock). Да еще и пиратский перевод поддавал жару. К счастью, в соседнем магазине продавались толстенные тома с прохождениями и секретами — если бы не эти талмуды, мы в жизни не дошли бы ни до финала «Резидента», ни до конца «Сломанного меча».

► 2003 год. Рекламный ролик PlayStation 2.

Забавный факт: некогда Nintendo отказалась от разработки CD-привода руками Sony. А та взяла и не забросила разработку. И вскоре стала главным конкурентом.

Я же познакомился с PlayStation в квартире у друга детства. У него был всего один джойстик, поэтому поиграть во что-нибудь кооперативное нам не удавалось, и мы по очереди катались в Tony Hawk’s Pro Skater и Twisted Metal 2. Тогда же, задолго до бума мобильных раннеров, мы играли в Pepsiman — смешную, чертовски сложную и теперь уже до боли напоминающую игры вроде Subway Surfers.

Качество картинки меня вовсе не поразило, ведь прежде я успел наиграться на Nintendo 64, и тамошняя трехмерная графика казалась мне более аккуратной (возможно, благодаря Super Mario 64, которую Nintendo вылизала до блеска).

► Так включалась первая PlayStation.

Потом я переехал, и второй шанс выпал мне с появлением PSP и эмулятора PlayStation. Увы, идеологически неполноценного — в нем не было той самой заставки с той самой музыкой. Зато именно там я прошел Final Fantasy VII и Chrono Trigger — лучшие JRPG всех времен и народов. А потом добил Metal Gear Solid.


Первое знакомство с PlayStation обошлось мне в 30 рублей за час и 40 минут пешком от дома — в самый далекий и враждебный район маленького Фурманова. В по-советски одноцветной каморке бывшей фабрики стояли три или четыре консоли. Игра выбиралась из распечатанного списка без картинок и пояснений — только голые неизвестные названия. Мне повезло: меня привел друг и не глядя ткнул в «Виглант 8» (очевидно, Vigilante 8), которую ему до этого тоже кто-то показал. Постепенно, коллективными усилиями, мы изучили весь список. Кто-то открыл «Беспредел» и «Беспредел 2» — так была обозначена GTA, — кто-то нахваливал «Медаль за отвагу».

Через пару лет PlayStation появилась у друга — по иронии судьбы, он жил в паре шагов от той старой фабрики. Мы вставали в шесть утра, шли через весь город, прокрадывались мимо рынка — там работала его мама, не разрешавшая водить друзей, — и уходили ровно за четверть часа до ее возвращения. Потом весь день мучились в догадках — кто же, черт возьми, стоит за катастрофой в Ракуне?!

Даже не знаю, что сейчас нагоняет больше ностальгии: старые игры или те сорок минут пешком.

► 2002 год, «Я — вселенная! Я великолепная собака!» и слоган: «Будь кем/чем/где ты хочешь быть... в третьем месте». Под «третьим местом» обычно подразумевается место, где люди собираются помимо дома и работы. В тогдашней рекламной кампании, начавшейся с известного ролика Дэвида Линча, Sony продвигали PlayStation 2 как такое вот «третье место».

C PS1 меня связывает незакрытый гештальт — давным-давно в гостях я увидел Final Fantasy Tactics. До этого я играл на консолях в преимущественно нехитрые штуки, вроде файтингов и платформеров, а тактические проекты для меня если и были, то в виде Jagged Alliance и Dogs of War на PC. Дома в тот момент эпизодически стояли старые консоли с достаточно простыми вещами: SNES с Killer Instinct и Gargoyle да «Денди» с вереницей игр на оранжевом картридже 100 in 1.

Игра от Square Enix меня сильно впечатлила, но PS у меня так и не появилась. Я играл на Dreamcast в Quake 3, Unreal Tournament и разные Resident Evil. Когда убивать ботов становилось слишком грустно, я шел к соседу, и мы по полдня проводили за PlayStation, играя в Spyro, Twisted Metal и Crash Bandicoot, — никаких тактик у товарища не было.

Тем не менее о Final Fantasy Tactics я не забывал — мечтал, что когда-нибудь поиграю, читал разные истории в «Великом драконе» и «Стране игр». Предвкушение сменилось тревогой. Становилось понятно, что так просто сесть и получить удовольствие от Tactics у меня не получится, и я со своим перфекционизмом скорее буду днями напролет изучать механику и формулы. Ситуация усугубилась, когда освоил сайт с прохождениями GameFAQs, — там многокилобайтные текстовые руководства, куча дополнительных узкоспециализированных гайдов... Словом, голова шла кругом.

Поиграть в Tactics я смог только на PSP и iOS. Как и опасался, ни разу не продвинулся дальше первых двух-трех миссий. В голове эхом отдаются древние гайды и тексты: «Слишком сложно, ты неправильно играешь и наверняка составил бестолковый отряд. Вникай, разбирайся дальше».

Перед тобой легенда, которая захватит тебя на добрую сотню часов и, возможно, изменит твои игровые привычки, а ты боишься. Возможно, когда-нибудь я все-таки преодолею себя.

Спасибо, Sony.

► А так рекламировали PlayStation Portable на старте.

* * *

Мы высказались — теперь ваша очередь! Чем для вас была первая PlayStation?

Комментарии
Загрузка комментариев