Ретро-обзор. «Дальнобойщики 2» (2001)

Ретро-обзор. «Дальнобойщики 2» (2001)

Ретро — Ретро-обзор. «Дальнобойщики 2» (2001)
К 20-летию Игромании выкладываем на сайт обзоры культовых игр из самых первых номеров журнала.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Ретро
Ретро-обзор. «Дальнобойщики 2» (2001)
Ретро-обзор. «Дальнобойщики 2» (2001)Ретро-обзор. «Дальнобойщики 2» (2001)
Ретро-обзор. «Дальнобойщики 2» (2001)
Игромании уже 20! Мы рады вспомнить, как всё начиналось, и к юбилею впервые публикуем на сайте главные рецензии из самых первых номеров Игромании — в специальной рубрике «Ретро-обзор». Все статьи мы переносим из журнала в первозданном виде, без купюр и исправлений (разве что скриншоты в старых номерах уж больно плохого качества — их кое-где пришлось поменять).
Рецензия на «Дальнобойщики 2» была опубликована в №6 за 2001 год. Приятного чтения!
Команда Игромании
Ты уходишь от погонь
Сквозь кордоны, сквозь огонь.
Свет в глаза, рычаг в ладонь...
Но цель твоя — химера!
Ария, «Химера»
...Нет, всё-таки ему надо было меня подрезать! Ну что за поведение на дорогах? Еду себе тихонечко на «Шторме» на крейсерской в 114 км/ч, никого не трогаю... правда, иду первой, да и груз у меня неслабый — антибиотики для шахтеров. Трасса в Алмазный не так проста, как кажется... однако я тут буквально час назад наткнулась на одну интересную вещь. Но о ней попозже или вообще потом. Главное — эта сволочь на «Рено» умудрилась меня грубо подрезать, несмотря на то, что на поворотах AI старается правила не нарушать! Искусственный интеллект в «Дальнобойщиках-2» поражает своей разумностью и... навороченными скриптами. Но и об этом попозже. Я ещё к вступлению не перешла.
Ретро-обзор. «Дальнобойщики 2» (2001)

Ты игрок без правил, сам себе закон

Слово первое, довступленческое. В игре два уровня сложности: аркадный и симуляторный.
С суровым симуляторным реализмом совладать сможет не каждый, а ощущения от аркадного динамизма богаче и разнообразнее. Поэтому повествование будет идти, так сказать, от моего «аркадного» лица.
Я — дальнобойщица. Почему-то с никнеймом «Водитель». Наверное, прежде чем нажать «Новая игра», плохо искала, где нужно имя вводить... Ну да ладно. Дальше. Кем я себя ощущаю? Дальнобойщицей. Девушкой, способной управлять большегрузной машиной и на этой самой машине перевозить большие грузы (извините за каламбур, но именно так дело и обстоит). Зачем я здесь? Вот на этот вопрос ответ чёток — я должна путём различных махинаций взять под контроль рынок перевозок в неком полуабстрактном регионе. Пути? Есть один, он главный самый. Надо нанимать водителей, почти с нуля создавая фирму: они будут забивать трафик, перевозить грузы и отхватывать драгоценные проценты перевозок в области.
Ретро-обзор. «Дальнобойщики 2» (2001)
Идём дальше. Чтобы расширять штат сотрудников, нужны лицензии — а это ценности весьма скоропортящиеся. Не успели «купить» водилу в отведённый вам срок — извиняйте, придётся доставать нового. Дело это, конечно, нехитрое — достаточно взять какой-нибудь заказ и доставить его к месту назначения. Одна проблема: довезти надо раньше, чем тот же товар будет доставлен конкурентами. Вот здесь и начинается азарт...
Игра ставит вас в жёсткие рамки. На светофорах извольте ждать зелёного, в зоне действия соответствующих дорожных знаков будьте добры снизить скорость, да и езда по встречной полосе не всегда безопасна. За первое могут оштрафовать ровно на 830 у.е., за второе — в зависимости от величины нарушения... На третье обычно закрывают глаза — если, конечно, вы не протаранили чужую тачку или бензоколонку на виду у стражей порядка. В этом случае придется возмещать ущерб, а ведь хорошая АЗС в наше время потянет тысяч на 55. Для сравнения: грузовик стоит от 16 до 118 «килобаксов», а на нормальном заказе по доставке груза из одной точки карты в противоположную можно заработать порядка 10—15 тысяч. Так что, если вы вдруг проявили преступную халатность, рекомендация одна — быстрая загрузка.
Ретро-обзор. «Дальнобойщики 2» (2001)
Впрочем, никто не запрещает в отсутствие радаров и ментов гонять по встречной со скоростью 140 км/ч и уменьшать популяцию конкурентов путём «случайных» наездов.

Ночью сахар, утром гексоген

Итак, в одном пункте вы берёте груз. Естественно, вам не кота в мешке дают, а всё подробно и обстоятельно объясняют. Что везти (название груза, хрупкость, вес и так далее), куда везти (чем дальше пункт назначения, тем больше дадут денег) и сколько времени на это выделяют. Не сообщают лишь количество конкурентов. Это самый спорный момент в игре. Дело в том, что в момент забрасывания груза на борт вам говорят, сколько конкурентов на данный момент имеется и какое место среди них вы занимаете. То есть вы можете оказаться первым и единственным, а можете — на последнем месте после четверых уже вовсю несущихся по дороге. Пока не ознакомитесь хорошенько с картой местности, рекомендуется записываться непосредственно перед моментом загрузки.
Ретро-обзор. «Дальнобойщики 2» (2001)
Место в гонке определяется простым алгоритмом. Компьютер отслеживает положение участников на стандартном маршруте между пунктами отправления и доставки. Кто находится ближе к концу этой кривой, тот и считается первым. А если вы решите слегка сократить путь и с маршрута оного пропадёте, то временно получите статус заблудившегося и, как следствие, последнее место! Достаёт. Вздумалось мне, к примеру, проскочить пробку по встречной полосе — пейджер тут же пищит: «Вы уже четвёртый, поторапливайтесь». Во-первых, не четвёртый, а четвёртая, а во-вторых, я далеко впереди соперников, куда мне торопиться?! Тупой компьютер!.. Карту надо лучше читать.
Ретро-обзор. «Дальнобойщики 2» (2001)
Как только доедете до терминала номер ноль (всего их четыре) промбазы конечного пункта, с вас автоматически сгрузят бережно довезённое и выплатят деньги. Ответственность за товар водитель несёт лишь постольку-поскольку — если из сотни загруженных в кузов компов пяток побьётся, плата за рейс будет урезана лишь на пять процентов. И еще на треть, если не удалось прийти первым и тракер-конкурент уже понизил спрос на поставляемую продукцию.
Процветание приходит с опытом. Побеждаете в гонке, получаете лицензию, на стоянках успеваете найти безработного шофёра и нанимаете его, выкупая заодно его колымагу. Трудяга начинает работать уже не на себя, а на вашу компанию. Состояние бизнеса можно посмотреть в любой момент — F2 (глобальное) или F4 (детальное). Наняли водителя — считайте, что на шаг приблизились к окончанию игры.

Ты был никто, а теперь король

Всё вышеупомянутое — каркас игры. Теперь было бы неплохо этот каркас обтянуть шкуркой, рюшечки всякие навесить. Начнем, наверное, с Кольца.
Помимо рутинных развозок, найма водителей и извечной борьбы с ментами, можно зарабатывать деньги (а заодно и развлекаться) с помощью Кольца. Последнее — не что иное, как местный вид спорта. Вам на пейджер приходит сообщение: через столько-то минут на Кольце начнутся гонки. Это означает следующее: а) у вас появилась возможность легко заработать 20 000 тугриков, б) попробовать себя в стандартных кольцевых гонках (три круга по несильно пересеченной местности), в) просто занять чем-то время, свободное от перевозок.
Что касается моих личных ощущений от Кольца... На какой бы тачке я там ни соревновалась, результат был один: побеждала с отрывом чуть ли не в целый круг! Уж не знаю, то ли это потому, что я предпочла аркадный вариант игры, то ли потому, что именно на Кольце AI тормозит по-страшному...
Ретро-обзор. «Дальнобойщики 2» (2001)
Ретро-обзор. «Дальнобойщики 2» (2001)
Но вернёмся к игре. Свобода действий развязывает руки, которые могут так вывернуть руль, что за пару секунд организуют их владельцу неприятности. Например, конкретно поломать тачку, протаранив железобетонный куст. Или в прямом смысле слова наехать на «братка» и его джип. Или ещё какое ДТП устроить. Что делать, спросите? Достаем СВ-рацию, которая даёт возможность поболтать по делу, например, с другим водителем (если рядом проезжает грузовик) на предмет «подсоби, братан — бензин кончился, машина на последнем издыхании». Как правило, охотно помогают, и обходится их альтруизм гораздо дешевле службы техпомощи.
Еще можно связаться с милицией — при наличии патрульной машины в пределах видимости. «Приятный» голос поинтересуется, что случилось, и — если не станет штрафовать за дачу взятки — сможет отмазать вас от любых гнусных поползновений (в том числе и своих же). И напротив: поговорив со шмаляющей вдогонку из гранатомёта мафией и быстро пожертвовав кругленькую сумму, вы избавитесь не только от их претензий, но и, при особой удаче, от злостного конкурента. Бандюки даже облюбованную тачку иногда помогают достать, избавляя от долгих поисков оной по стоянкам региона. Но в этом деле лучше все же ограничиться услугами специальных дилеров — те и возьмут дешевле, и не подсунут ворованный агрегат.
Ретро-обзор. «Дальнобойщики 2» (2001)
Что ещё может заполучить в свои мозолистые руки вольный дальнобойщик? Разумеется, «побочные квесты». Взгляните на карту. Видите там россыпь желтых вагончиков? Это полуприцепы, которые можно и нужно хватать и отвозить куда попросят. Правда, для этого придётся раздобыть себе седельный тягач (выглядит как укороченный грузовик без кузова) и освоить мастерство вождения, ибо игра очень точно моделирует поведение грузового состава на трассе. Но если ваше водительское мастерство оставляет желать лучшего, можно обойтись и удобными в управлении фургончиками. Вот только искать рассованные по укромным уголкам карты контейнеры придется на ощупь — там они не указаны.
Нефтебазы тоже неспроста огоньками светятся — там всегда можно трудоустроиться, притворившись бензовозом. Пункт назначения не каждый раз удаётся определить по карте, и на этот случай сгодится «навигатор» — одна из многочисленных примочек, за небольшую плату устанавливаемых на станциях техобслуживания.
Сканер груза неплохо бы иметь при себе в любое время — поможет определить, сколько вы получите за перевозку. В смысле, сколько лет отсидки за контрабанду наркотиков или краденого. Ну, шучу — ФСБ за вами не приедет, но оштрафовать могут на раз: со временем всё чаще и чаще даже на цивильных базах под видом сахара и витаминов вам будут вручать гексоген и радиоактивные отходы, на которые у полицейских отлично развит нюх.
Ария и арийцы
Еще год назад группой «Ария» для игры было записано двенадцать треков без вокала. Из них десять — композиции с предыдущих альбомов, а два — старые наработки Холстинина (гитарист «Арии»), которые позже вошли в их новый альбом «Химера». Для многих геймеров — фанатов «Арии» — «Дальнобойщики-2» станут своего рода коллекционной вещью, ибо все треки записаны заново и в намного лучшем качестве, нежели первые варианты (сами понимаете: «Это Рок», закатанный на магнитоальбом в восемьдесят лохматом году, и он же, выстроенный заново на каркасе CD-качества, — немного разные вещи).
Но и это еще не всё. Все треки хранятся в директории «Music» игры. «ДБ-2» при загрузке уровня составляет плейлист из всех файлов формата MP3, находящихся в этой директории, и случайным образом их проигрывает. Так что если вас не устраивает отсутствие мощного кипеловского вокала, вы можете просто взять и выкинуть оттуда все mp3’шки и заменить их любыми другими композициями в том же формате. Я, например, не поленилась взять все альбомы «Арии», перекатать их в mp3 и закинуть в директорию вместо игровых треков. Есть некий кайф в гонках по вздорной трассе на скорости в 130 км/ч под «Героя асфальта»...

Ты быстрей пантеры и, как змея, хитер

Ретро-обзор. «Дальнобойщики 2» (2001)
Чтобы получить преимущество перед соперниками, необходимо применять кое-какие секретные трюки. Самый простой — объезжать светофоры по обочинам и срезать все углы. Самый сложный — искать другой путь. Дело в том, что не всегда из точки А в точку Б ведёт только одна дорога. Их может быть несколько. Другой вопрос, что ни AI, ни вы об этом не знаете. Но если искусственный идиот и не догадается их поискать, то вам даже вступительный ролик открытым текстом даёт наводку. Ну-ка, посмотрим... Здесь наиболее близкий к параллельной трассе отрезок? Поехали, глянем на него... Подъезжаем, аккуратно осматриваем местность. Ба, да тут лесок расступается, есть проезд! Проезжаем, записываем на карту новую трассу и испытываем массу разнообразных эмоций, выясняя, что ни ваши соперники, ни союзники воспользоваться ею не способны.

...но цель твоя — химера!

Итак, вердикт. Вы играли в Elite или Privateer? Это космические симуляторы с элементами квеста и экшена и нехилой дозой экономического симулятора. В этих играх имеется почти полная свобода действий, и удовольствие от них может получить только хардкорный игрок — человек, которому интересен процесс, а не результат. Так и в «Дальнобойщиках». Финальный ролик есть, вот только длится он секунд пять и сменяется экранчиком выбора: играть ли заново или продолжить развивать текущий бизнес. Что вам 51% рынка, попробуйте захватить весь! Пределы роста для игрока есть всегда, но достижение их — это химера, «необоснованная, несбыточная мечта» (© Большая Советская Энциклопедия). И цель игры в «Дальнобойщики-2» — тоже одна большая химера, особенно если забыть о мультиплеере.
Ретро-обзор. «Дальнобойщики 2» (2001)
К графике претензии высказывать, по-моему, смысла нет. Все машинки отрисованы замечательно, погода и время суток меняются очень плавно и в то же время хорошо различимо, все спецэффекты, которые можно на раз-два-три вспомнить, присутствуют. Конечно, пейзажи скудноваты и однообразны, но сдобрены приятными изюминками (водопады там, мосты всякие и развязки дорожные, церковки и магазинчики). Желать, чтобы все трассы из таких изюминок были составлены, нельзя даже в реальной жизни: будни дальнобойщика — это ведь, по большей части, и есть езда по таким вот монотонным просторам. Так что на профпригодность протестируетесь по самое не хочу!..
P.S. Баги в игре, конечно, есть, и было бы стыдно это не признать. Их довольно много. Но служба техподдержки круглосуточно стоит на страже. Звоните.
Геймплей: 8
Графика: 8
Звук и музыка: 9
Интерфейс и управление: 9
Новизна: 7
Ретро-обзор. «Дальнобойщики 2» (2001)
Отлично
8,0
Оценка
Игромании
Дождались?
Развитие идей, заложенных в первую часть серии, породило своего рода русскую Elite на колёсах.
 
Комментарии
Загрузка комментариев  
Игра в материале
Дальнобойщики 2
8,0Рейтинг
Игромании
9,1Рейтинг
игроков
Мультиплеер:  Интернет, локальная сеть
Разработчик: SoftLab-Nsk
Издатель: СофтКлаб
Дата выхода: 7 июня 2001