«Лига справедливости Зака Снайдера» против «Лиги справедливости»

«Лига справедливости Зака Снайдера» против «Лиги справедливости»

Кино — «Лига справедливости Зака Снайдера» против «Лиги справедливости»
Сравниваем «Снайдеркат» и версию, которая добралась до кинотеатров в 2017-м. Всё не так однозначно.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Кино
«Лига справедливости Зака Снайдера» против «Лиги справедливости»
«Лига справедливости Зака Снайдера» против «Лиги справедливости»«Лига справедливости Зака Снайдера» против «Лиги справедливости»
Ура! Добро победило, здравый смысл восторжествовал — полумифический «Снайдеркат» увидел свет! Порадовались, похлопали, выдохнули. Пришло время выяснить, что же всё-таки вышло на малые экраны. В этом материале мы не просто оценим «Лигу справедливости Зака Снайдера», но сравним её с театральной версией 2017 года. Разберём, чему она уделяет больше времени, чему меньше, как обходится с персонажами и как рассказывает историю. Разумеется, со спойлерами. Впрочем, если вы не готовы тратить четыре часа на фильм, в котором не уверены, то, быть может, наш разбор поможет вам определиться.
«Лига справедливости Зака Снайдера» против «Лиги справедливости»
Да кто такой этот ваш «Снайдеркат»?
Небольшая историческая справка для тех, кто не следил за новостями и не совсем понимает, почему вдруг «Лигу справедливости» выпускают во второй раз и откуда такой ажиотаж.
 
В 2016 году на экраны вышел «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» — один из самых спорных блокбастеров в новейшей истории кино. Однако студия Warner Bros. не хотела никаких споров — ей нужен был однозначный хит, который поможет DC догнать и перегнать Marvel. Но хита не случилось, из-за чего Зак Снайдер, который уже вовсю снимал свою «Лигу справедливости», потерял кредит доверия со стороны начальства. В январе постановщик показал черновую версию фильма главе WB Кевину Цудзихаре, и она тому совершенно не понравилась. Картину было решено сократить и переделать, для чего руководство пригласило режиссёра «Мстителей» Джосса Уидона. А в марте произошло страшное: приёмная дочь Зака и Деборы Снайдер, 20-летняя Отем, из-за клинической депрессии покончила с собой. Из-за трагедии кинематографист оставил проект, а у «Уорнеров» же появился удобный предлог передать весь креативный контроль над «Лигой справедливости» Уидону. И хотя официально он значится только соавтором сценария, по факту то, что добралось до кинотеатров осенью 2017-го, снято и переснято им больше, чем на половину.
 
При этом ещё до премьеры по Сети поползли слухи, что Снайдер, вопреки официальным сообщениям, почти успел доделать ленту — не хватает лишь спецэффектов и пары сцен. Сам режиссёр лишь раззадоривал толпу, периодически выкладывая кадры, которых не было у Уидона. В результате родился хэштег #ReleaseTheSnyderCut, который накрыл весь англоязычный (и не только) Интернет. Люди подписывали петиции, устраивали флешмобы, кто-то даже раскошелился на самолёт с баннером, который пролетел над выставкой Comic Con летом 2019-го. В свою очередь представители WB до последнего утверждали, что никакого «Снайдерката» не существует, что это выдумка токсичных и капризных фанатов.
 
Так продолжалось до тех самых пор, пока в мае прошлого года не было официально объявлено, что «Лига справедливости Зака Снайдера» всё-таки выйдет, причём на стрим-сервисе HBO Max. На постпродакшн выделили дополнительные 70 млн, а сам режиссёр согласился работать бесплатно.

История

«Лига справедливости Зака Снайдера» против «Лиги справедливости»
Фабула у обеих «Лиг» одна и та же: на Земле просыпаются древние Материнские Кубы, на их «зов» прибывает злодей Степпенвулф ( «Степной Волк» в локализации), Бэтмен собирает команду героев, вместе они воскрешают Супермена и спасают мир от порабощения. В версии Снайдера нет каких-то новых глобальных сюжетных ответвлений — история идёт по уже знакомым рельсам. Но вот контекст почти у всех событий иной. Например, в театральной версии есть попытка привязать всё к инопланетному вторжению: именно из-за появления парадемонов террористы решают взорвать лондонский банк, именно из-за упавшего пришельца тонет лодка моряка, которого спасает Аквамен, и так далее. При этом совершенно неясно, с чего вдруг Степпенвулф и его армия вообще прибыли на Землю. Почему Кубы позвали их сейчас, а не раньше? Ответ на эти вопросы даётся уже в открывающих кадрах «Лиги» Снайдера — предсмертный крик Супермена разнёсся по всей планете и разбудил девайсы из другого мира.
И это лишь один пример. Почти все гигантские сюжетные дыры театральной версии залатаны в режиссёрской, просто потому что они образовались в результате отчаянной попытки превратить четырёхчасовой фильм в двухчасовой. Так и появились абсурдные детали, вроде наскального рисунка с Акваменом и Материнскими Кубами в каком-то исландском захолустье, или тот факт, что парадемоны при смерти выжигают изображение Кубов на стене. А ещё в фильме Уидона была сюжетная линия с русской семьёй, которая живёт в местном аналоге Припяти и подвергается атаке инопланетян. Вероятно, она была нужна для того, чтобы повысить ставки в финальной битве. Снайдер же решает эту задачу иначе: он просто показывает в коротком флешфорварде, что будет с планетой, если герои проиграют.

Персонажи

Почти все герои хоть в чём-то да отличаются от самих себя в другой версии. Исключение составляют разве что комиссар Гордон в исполнении Дж. К. Симмонса — его в «Снайдеркате» даже меньше, чем в версии 2017, и Альфред в исполнении Джереми Айронса — он везде выдаёт саркастичные комментарии, пусть и по разным поводам. Об остальных стоит поговорить подробнее.

Киборг

«Лига справедливости Зака Снайдера» против «Лиги справедливости»
Вот теперь понятно, из-за чего актёр Рэй Фишер объявил войну Джоссу Уидону и руководству WB. В «Лиге справедливости Зака Снайдера» Киборг не просто важный персонаж — он почти что протагонист. Нам наконец-то показывают его предысторию с футбольным матчем, который мелькал ещё в первых тизерах, роковой аварией и болезненной трансформацией. Мы узнаём, что его разлад с отцом вызван не только тем, что он превратил его в машину, а тоскует герой вовсе не из-за того, что не может показаться на глаза людям, как преподносилось в «театралке». Из версии 2017 года целиком убрали «внутренний мир» Киборга, где тот красочно визуализирует всякие цифровые процессы. Вместе с ним пропала трогательная сцена, в которой Виктор помогает незнакомой матери-одиночке. Но это всё мелочи: по сути, всю его арку пустили под нож. А в «Лиге» Снайдера Киборг успевает освоить свои сверхспособности, принять первый бой, помириться с отцом, потерять его, отважиться на подвиг и в конце концов спасти мир. Да, формально всё это, кроме смерти отца, было и в «Лиге» Уидона, но на таких чудовищных скоростях, что ключевые события можно пропустить моргнув. Из самого человечного участника команды Виктор был низведён до статуса ходячей экспозиции.

Флэш

«Лига справедливости Зака Снайдера» против «Лиги справедливости»
Джосс Уидон использует Флэша исключительно в качестве шута. Ему достались все самые сомнительные юморески, такие, как монолог про бранч и отсылка к «Кладбищу домашних животных». Даже свои способности Барри Аллен впервые применяет в фильме, чтобы разыграть нагрубившего ему здоровяка. При этом в разговоре с Брюсом Уэйном он произносит довольно странную фразу о том, что ему трудно с людьми, ведь они для него слишком медленные. Можно подумать, будто свои способности он получил не в зрелом возрасте, а где-то в раннем детстве. Ну а если Уидон таким образом пытался объяснить странности в поведении персонажа, то это как-то нивелирует более серьёзные причины — его мать убита, а отец в тюрьме. Что касается героизма, то единственная заслуга Флэша из «Лиги» 2017 — спасение той самой русской семьи.
Снайдер представляет Барри через подвиг — спасение девушки из автомобильной аварии. В этой же сцене можно увидеть, насколько Аллен на самом деле застенчив, неловок в общении с людьми и одинок. При этом ему не чужды жертвенность и целеустремлённость, что можно понять как из расширенного диалога с отцом, так и из финальной сцены, где алый бегун спасает всю остальную Лигу. И ещё одна немаловажная деталь: Флэш — фанат Супермена, и, по факту, именно он подталкивает команду к тому, чтобы воскресить Человека из стали. Так что Уидон свёл до уровня комедийного эпизодника второго по значимости персонажа в фильме.

Аквамен

«Лига справедливости Зака Снайдера» против «Лиги справедливости»
В «Лиге» Уидона Аквамен тоже утрирован до уровня ходячей шутки. Это не то байкер, не то викинг, хамоватый, вороватый, но обаятельный, в основном стараниями Джейсона Момоа. О том, что Артур в неладах с подводным миром, говорится лишь намёком в единственном диалоге с Мерой.
В «Лиге справедливости Зака Снайдера» Аквамен в открытую презирает атлантов. В разговоре со своим воспитателем Вулко в исполнении Уиллема Дефо он называет их примитивным и суеверным народом, с которым не хочет иметь ничего общего. Лишь позже, познав важность единства и взаимовыручки, Аквамен хоть как-то принимает своё наследие.
Также мы узнаём о положении дел в Атлантиде. Оказывается, принц Орм, сводный брат Артура, уже стал королём и даже борется с какими-то бунтовщиками, а позже намерен идти войной на сушу. Это несколько расходится с завязкой «Аквамена» Джеймса Вана, но оно и понятно — фактически перед нами уже альтернативная киновселенная DC.

Супермен

«Лига справедливости Зака Снайдера» против «Лиги справедливости»
Супермен был одной из главных проблем оригинального фильма. И дело даже не в замазанных наспех усах Генри Кавилла: Уидон либо слишком любил криптонца, либо совершенно не понимал, что с ним делать, ведь тот получился абсолютной имбой. Он воскрес, пообнимался с Лоис и мамой, пошутил, а после играючи накостылял Степпенвульфу и так же играючи вынес на своих плечах жилой дом из опасной зоны. По большому счёту, Брюсу и остальным надо было просто оживить Кал-Эла и отойти в сторонку — результат был бы таким же.
«Снайдеркат», в свою очередь, служит логичным финалом трилогии о Супермене — истории о рождении, смерти и воскрешении героя. После битвы на мемориале Кларк не сразу отходит от амнезии, а постепенно вспоминает свою любовь, свой дом, мать и только потом самого себя. В его голове звучат голоса обоих его отцов — Джонатана Кента и Джор-Эла. И Кларк, выполняя их наказ, окончательно принимает себя как Супермена, человека завтрашнего дня и хранителя мира.
И при этом в финале Супс не затаскивает бой в одиночку. Да, он всё так же избивает Степпенвульфа и даже отрезает ему лазером рог, однако не может ничего поделать с Материнскими Кубами — с ними могут совладать лишь Киборг и Флэш. Вот как нужно поддерживать баланс в команде.

Бэтмен

«Лига справедливости Зака Снайдера» против «Лиги справедливости»
Однако не во всём Уидон в сухую проигрывает Снайдеру — того же Бэтмена главный любитель библейских отсылок использует весьма неоднозначно. По его версии после самопожертвования Супермена Брюс, скажем так, уверовал. Команду он собирает не столько из-за явной угрозы из космоса, сколько из сентиментальных порывов — он дал клятву на могиле Кларка. Да и когда Альфред пытается отговорить его от попытки воскрешения криптонца, Уэйн отвечает, что всю жизнь опирался на холодный расчёт, пора бы хоть раз положиться на веру. Слышать такое от величайшего детектива Земли как минимум странно.
У Джосса Уидона Тёмный рыцарь гораздо ближе к привычному образу. Это в меру циничный стоик, готовый рисковать и своей жизнью, и чужими, если того требует дело. Кента он хочет вернуть не потому, что чувствует вину за его смерть, а потому что миру нужен Супермен. А ещё у Бэтмена, почти единственного среди всех, есть арка или хотя бы её подобие. В финальном бою он готовится пожертвовать собой, но затем понимает, что в этом нет необходимости — впервые за много лет его кто-то прикрывает. Это не оправдывает всех дурных шуток, что для него написали, но всё же лучше, чем ничего.
А ещё забавно, что в двух разных версиях Бэтмен использует два принципиально разных гаджета, заявленных по ходу сюжета. В фильме Уидона — это излучатель сигнала, который раздражает парадемонов, а у Снайдера — наручи, поглощающие энергию.

Чудо-женщина

«Лига справедливости Зака Снайдера» против «Лиги справедливости»
С Дианой Снайдер тоже обращается довольно странно. На зрительскую фаворитку режиссёр сваливает почти всю экспозицию и большую часть экшена. И то, и другое сделано на порядок лучше, чем в «театралке», но вот персонажа за всем этим разглядеть трудновато. Это скорее функция в доспехах.
Уидон написал ей как минимум парочку неплохих диалогов с Брюсом. В них она признаёт, что после смерти Стива Тревора спряталась от мира и слишком долго оставалась в тени. Что ей страшно быть лидером, ведь это значит отправлять людей навстречу опасности. Эта речь делает Диану гораздо человечнее, чем сцена у Снайдера, где после инцидента в банке она очень пафосно и по-голливудски успокаивает девочку.

Лоис Лейн

«Лига справедливости Зака Снайдера» против «Лиги справедливости»
Другой камень преткновения — это Лоис Лейн. Обе версии рисуют её в совершенно разных тонах. У Джосса Уидона Лоис продолжает работать в Daily Planet, пускай и предпочитает серьёзным историям репортажи про выставки кошек. Она, безусловно, скорбит, но, что называется, на ногах. В фильме в редакцию заглядывает Марта, и они общаются как хорошие подруги, делясь воспоминаниями о Кларке.
У Снайдера Лоис в глубочайшей депрессии. Она целыми днями сидит дома, перебирает вещи покойного жениха и каждое утро ходит на мемориал Супермена. Марта приходит к ней, кажется, впервые и в ходе проникновенного диалога упрашивает вернуться к жизни. Правда, потом выясняется, что это была и не Марта вовсе, а Марсианский Охотник, который в предыдущих двух фильмах скрывался под личиной генерала Суонвика. Лоис в последний раз приходит на мемориал, уже готовая отпустить Кларка, но в этот самый момент он воскресает. Что примечательно, в «Снайдеркате» она сама является на место боя и спасает Бэтмена от Супермена, тем самым отзеркаливая сцену из предыдущего фильма. А в версии Уидона Лоис — буквально «секретное оружие» Брюса. Какая из этих двух интерпретации честнее и уважительнее по отношению к персонажу, сказать трудно.

Степпенвулф

«Лига справедливости Зака Снайдера» против «Лиги справедливости»
А вот тут никаких сомнений быть не может — Степпенвулф в «Лиге справедливости» 2017 года отвратителен и нелеп. Кто утвердил этот редизайн? Кто решил, что мужик в рогатом шлеме, похожий на промежуточного босса в корейской MMO, станет достойным противником для самой звёздной команды DC? Он не харизматичный, не грозный, у него нет нормальной мотивации, кроме как добыть Кубы и захватить Землю. Всё, что у него есть, это искажённый голос уважаемого актёра Кирана Хайндса и странные фразы про «мать», обращённые к неодушевлённым (вроде как) коробкам.
В «Лиге» Снайдера Степпенвулфа сделали таким, каким он должен был быть изначально, — свирепым халкообразным монстром в крутой инопланетной броне из подвижных частиц. Он будто сошёл с обложки метал-альбома, что правильно — так и должен выглядеть выходец с планеты Апоколипс. И у него даже есть мотивация. Да, нехитрая — выслужиться перед Дарксайдом, которого он когда-то предал. Но это уже лучше того, что было. Ах, да, здесь есть Дарксайд — бог зла и ужаса вселенной DC. Он появляется всего в четырёх небольших сценах, но в каждой блистает своей инфернальностью. «Уорнеры» однозначно упустили злодея, который при грамотном подходе мог бы оставить Таноса далеко позади.

Как это выглядит и звучит

«Лига справедливости Зака Снайдера» против «Лиги справедливости»
Одно из самых спорных решений Зака Снайдера — это выпустить фильм с квадратным изображением, заточенным под IMAX. Картинка не меньше с боков — она больше сверху и снизу. И если уж вы и так приучены к чёрным полосам, так ли важно, с какой именно стороны они расположены? Как бы то ни было, глаз привыкает довольно быстро. А вот со спецэффектами ситуация сложная. Их доделывали в самый разгар пандемии, к тому же специалистам приходилось работать по большей части с материалом, отснятым несколько лет назад. Никаких правок, никаких досъёмок — что есть, то и обрабатывайте, причём в сжатые сроки и с ограниченным бюджетом. Результат… неоднородный. Местами новая «Лига» выглядит потрясно, хоть сейчас отправляй в кинотеатры. Но уже следующий кадр может напоминать катсцену эпохи PS3.
Впрочем, почти то же самое можно сказать и про фильм Джосса Уидона. Его тоже доделывали на коленке, из-за чего иные сцены вышли до неприличия мультяшными. Но в той «Лиге справедливости», в отличие от версии Снайдера, не видно единства стиля. Чтобы никто вдруг не посчитал ленту мрачной, яркость цвета выкручена почти на максимум, без учёта освещения, декораций и дизайна костюмов. Из-за этого передний план частенько расходится с задним, а картинка кажется искусственной.
«Лига справедливости Зака Снайдера» против «Лиги справедливости»
Ощущение мультяшности версии Уидона добавляет и саундтрек за авторством знаменитого Дэнни Элфмана. Увы, старинный друг Тима Бёртона в 2017-м выдал одну из самых проходных своих работ. Ни одна мелодия не усиливает сцену, ни одна не цепляет сама по себе, всё слишком обыденно и слишком по-элфмановски. В память врезается лишь пара моментов, когда композитор цитирует собственную тему Бэтмена, а также тему Супермена за авторством Джона Уильямса. Скорее всего, на качество материала повлияла спешка — ведь Элфмана буквально в последнюю минуту позвал Уидон, с которым они работали над «Эрой Альтрона», и композитор сочинял треки, зачастую не имея под рукой видеоряда.
Верный Снайдеру Том Холкенборг, более известный как Junkie XL, расстарался куда как больше именитого коллеги. Его саундтрек для «Лиги» — произведение поистине оперного размаха. Пафосное, торжественное, драматичное и полностью соответствующее духу фильма. Ну а женский хор, который запевает каждый раз, когда Диана вступает в бой, и вовсе пробирает до мурашек.

Как это ощущается

«Лига справедливости Зака Снайдера» против «Лиги справедливости»
Почти каждый знакомый эпизод в обновлённой «Лиге» стал дольше. У Уидона провальный теракт в лондонском банке длился три минуты, у Снайдера — восемь, раньше оборона Темискиры занимала около пяти минут, теперь — одиннадцать, и т.д. Хронометраж взялся не из воздуха — речь о тысячах новых кадров, десятках моментов и деталей, которые добавляют сценам веса. Амазонки не просто прозевали Куб — они дрались за него, не щадя себя. Степпенвулф не просто вторгся в Атлантиду — он устроил там кровавую бойню. Фильм больше не кажется пилотом очередного супергеройского сериала, где всё самое важное произойдёт когда-нибудь потом, ближе к финалу сезона. Битва за судьбу мира разворачивается здесь и сейчас.
При том Снайдер не уходит с головой в мрачняк. Из всех его фильмов этот — едва ли не самый духоподъёмный. Да и юмор в нём есть, много юмора, только шутки куда уместнее и органичнее вымученных гэгов в «Лиге» Уидона. Там отдельные юморески не разряжали обстановку, а попросту ломали тон сцены.

Для кого это снято

«Лига справедливости Зака Снайдера» против «Лиги справедливости»
Элементарно: «Лига справедливости Зака Снайдера» снята для фанатов Зака Снайдера и Лиги справедливости. Вы должны как минимум неплохо помнить «Человека из стали» и «Бэтмена против Супермена», знать мифологию комиксов DC хотя бы в общих чертах и любить режиссёра со всеми его характерными фишками, типа слоу-мо в каждой экшен-сцене. Если два из этих трёх пунктов у вас не совпадают, вы едва ли выдержите все четыре часа «Снайдерката».
Что касается «Лиги справедливости» 2017 года, то её трудно кому-либо рекомендовать, особенно теперь. По задумке боссов WB, это должно было быть кино, рассчитанное на самую широкую аудиторию, и в каком-то смысле оно со своей задачей справляется. Там есть пара забавных шуток и не самый дурной экшен, так что если вам по большому счёту плевать на всех этих персонажей, да и на сюжетные дыры вы не обращаете внимания, то за фильмом вполне можно скоротать вечер. Обидно оттого, что некоторые сцены и некоторые диалоги, придуманные Джоссом Уидоном, не так уж и плохи. Кажется, если бы он с самого начала создавал проект, а не калечил бы творение Зака Снайдера, получилась бы отличная «Лига справедливости». В конце концов, Уидон карьеру построил на историях про разномастные команды.
«Лига справедливости Зака Снайдера» против «Лиги справедливости»
«Лига справедливости Зака Снайдера» — фильм-событие, как ни крути. Это четырёхчасовое авторское кино с размахом крупнейшего индустриального блокбастера, созданное режиссёром вопреки страшной личной трагедии, корпоративной подлости и давлению скептиков. То, что оно вышло, — уже победа, и не так уж важно, каким оно получилось. Но, по счастью, оно получилось достойным. Мы лишь по верхам разобрали этого исполина и сравнили с его изувеченной версией. В будущем об этой «Лиге справедливости» наверняка будут говорить не меньше, чем о «Хранителях» или «Тёмном рыцаре». И, кто знает, может, студии наконец-то начнут чуть больше доверять авторам и их видению.
Хотите скрыть партнерские блоки? Авторизуйтесь и читайте материалы не отвлекаясь.
Комментарии
Загрузка комментариев  
HP OMEN 15HP OMEN 15
Об авторe
Дмитрий Шепелёв
Дмитрий Шепелёв
Редактор Игромании и потомственный гик. Внук геймера, сын геймера. В пять лет стащил у отца и выучил почти наизусть один из первых номеров Игромании за 2000 год. Вот так все и началось.