Онлайновых итогов года традиционно так много, что их сложно грести под одну гребёнку. Так что в этой номинации мы не будем расставлять игры по призовым местам, а просто расскажем про всё самое главное. Итак, сегодня в центре внимания — онлайновые мультиплеерные миры.
Премьеры года

Почти все новинки 2017-го выглядят довольно скромно. Даже Destiny 2, которая провела огромную работу над ошибками, недолго радовала игроков. Вначале непонятная волна банов, затем скандал со скрытой системой «воровства» опыта, а напоследок — сломанное «премиальное» оружие. Но главным разочарованием стала блокировка части «старого» контента для тех, кто решил не покупать первое дополнение. Bungie, конечно, быстро исправляет свои ошибки, но каждая из них отсекает от игры солидную партию поклонников.

В этом году наконец добралась до релиза суровая песочница Albion Online. Игра вышла нишевой — но именно такой она изначально и задумывалась. Более того, в течение многих месяцев авторы работали в тесной связи с игроками. Каждое нововведение они выкатывали на живые сервера, собирали отзывы, вносили правки и вновь возвращали в игру. В итоге получился пусть и не идеальный, но очень убедительный мир для тех, кто готов в буквальном смысле вручную строить его с нуля.

На ту же категорию суровых «выживальщиков» рассчитана и Life is Feudal. К варианту с мирами на шестьдесят четыре человека наконец добавилась честная онлайновая Life is Feudal ММО. Пусть разработчики и не поспели с релизом до конца 2017 года — простим им полторы недели задержки. Хуже другое: кроме количества игроков особых изменений нет. Игра по-прежнему хромает на все технические конечности, да и некоторые методы монетизации вызывают недоумение. Впрочем, там всё равно пока хватает тех, кто согласен много копать, часами создавать предметы и раз за разом терять всё нажитое добро.

ARK: Survival Evolved — ещё одна выживалка в песочнице, которая за год не только добралась до полноценного релиза, но ещё и успела получить два масштабных обновления. А вот о введении игрового магазина укротители динозавров совсем не мечтали — ну да кто их спрашивает.
Обновления года

Отдельно скажем про игры, которые вышли раньше, но именно в прошлом году получили серьёзные и качественные обновления.
Как, например, дополнение Morrowind к The Elder Scrolls Online. Красивое и масштабное, оно особенно порадовало тех, кто уже и не ждал от игры ничего особенного. Это, конечно, не идеально точная копия культовой части «Свитков», но по духу свободы ей очень близка. Здесь вам и спасение мира, и неожиданные встречи, и длинные сложные сюжеты в побочных квестах, и неизбежная болтовня с богами.

Отличным вышло и дополнение Guild Wars 2: Path of Fire. С ним появились часы дополнительных историй, боёвка обзавелась новыми механиками, а герои научились приручать верховых динозавров. Жаль только, что многим российским игрокам мешает отсутствие локализации. В тех же «Свитках» есть хотя бы фанатский перевод — и, к слову, очень даже качественный.

Ещё одна «нелокализованная» игра, Final Fantasy 14: A Realm Reborn, тоже получила крупное обновление Stormblood. И заодно шагнула на территорию условно-бесплатных проектов: с пробных аккаунтов сняли все ограничения по времени. Правда, прочих лимитов всё ещё хватает, так что тем, кто решит прижиться в симпатичном и полном приключений мире, рано или поздно придётся раскошелиться на покупку игры. Тем более что совсем скоро грядёт ещё одно обновление: Rise of the New Sun.
Провалы года

У мобильной Lineage всё хорошо, а вот Lineage Eternal пока что не везёт. После закрытого тестирования игру пришлось без лишнего шума усыпить, а из её останков NCsoft теперь пытается сделать изометрическую ролёвку Project TL. И первый трейлер не особенно порадовал тех, кто много лет мечтал о современной Lineage.

Впрочем, для любителей бескомпромиссного PvP и массовых осад год вообще выдался не особо удачный. В конце 2016-го началось закрытое бета-тестирование русскоязычной версии онлайновой ролёвки Bless. А уже в апреле 2017-го игра отправилась на бессрочную доработку — причём вложенные деньги вернули далеко не всем «тестировщикам».
В новом году мы наверняка увидим ещё не одну попытку заработать на жанре «королевской битвы». Сессионные боевики наподобие Overwatch продолжат восхождение к вершинам киберспорта, а поклонники карточных стратегий насладятся новыми наборами в Hearthstone и «Гвинте». И даже древняя как мир EverQuest, скорее всего, получит очередное дополнение.
Но это будут уже новости 2018-го. Оставайтесь с Игроманией!