01 марта 2019Спец
Обновлено 17.05.2023

Во что мы играли раньше: MGSV, RE5, Far Cry, Baldur’s Gate

Во что мы играли раньше: MGSV, RE5, Far Cry, Baldur’s Gate - изображение обложка

Сколько денег можно отвалить за демку стелс-экшена, которая длится от силы пару часов, при условии, что её сделал Кодзима? Как много пуль должно быть в запасе у главного героя, чтобы survival-хоррор превратился в чистокровный шутер от третьего лица? Сколько полигонов нужно песочнице от малоизвестной студии, чтоб она могла конкурировать с Half-Life 2? И, главное, какую RPG надо было сделать, чтобы проложить дорогу Planescape: Torment , Star Wars: Knights of the Old Republic и «Ведьмаку»?

Ищем ответы на все эти вопросы в игровых воспоминаниях из 2014-го, 2009-го, 2004-го и 1999 годов.

5 лет назад — Metal Gear Solid V: Ground Zeroes

Во что мы играли раньше: MGSV, RE5, Far Cry, Baldur’s Gate - фото 1

В марте 2014-го разом вышли Dark Souls II , Hearthstone и Titanfall. Тем интересней то, что в центре внимания геймерской публики при этом всё равно оказалась Metal Gear Solid V: Ground Zeroes — коротенькая демка-пролог для Phantom Pain , которую можно было пробежать за полчаса. Или пять часов. Или десять. Зависело только от вашего упорства: перепройти единственное основное задание можно было десятком (и это в кои-то веки не преувеличение) разных способов, и это не считая постепенно открывающихся побочных квестов.

Но больше всего Ground Zeroes радовала, конечно, не обилием контента, а возможностью хоть одним глазком взглянуть на будущий шедевр Хидэо Кодзимы. Предприимчивые Konami требовали за это удовольствие 30$ на Западе и 60$ в России, но цена мало кого останавливала. Серия, которая и до этого слыла легендарной, круто эволюционировала — и всем не терпелось увидеть, как именно. У игрока наконец появилась полная свобода действий (и в кои-то веки удобное управление!), механики стали разнообразнее, противники поумнели, а качество графики взлетело до уровня лучших представителей жанра. Словом, не будь Ground Zeroes демкой, ей наверняка достался бы титул «стелса года» (в итоге он всё-таки ушёл Alien: Isolation ).

Прохождение сюжетного задания занимает в среднем час-два, но за это время вы успеете побывать в шпионском раю. Более красивого, приятного в управлении и тактически разнообразного стелс-боевика в природе просто не существует.

Финал пролога может вызвать у вас шок как происходящим на экране, так и внезапным финишем. «Что? Всё?! Больше хочу!» Еще бы не хотеть. Все хотят! Как раз тут кроется главная ловушка: пролог — это возможность почесать зубы, хоть как-то скрасить ожидание полной Metal Gear Solid V. Это один из безумнейших рекламных трюков, на которые когда-либо отваживалась индустрия: поклонникам предложили купить демоверсию и умудрились многих оставить в восторге.

Из впечатлений Игромании от Metal Gear Solid V: Ground Zeroes

10 лет назад — Resident Evil 5

Во что мы играли раньше: MGSV, RE5, Far Cry, Baldur’s Gate - фото 2

Релиз Resident Evil 4 разделил на «до» и «после» не только знаменитую серию, но и весь жанр экшенов от третьего лица. Пока разработчики-конкуренты перенимали геймплейные и режиссёрские наработки Capcom , японская студия задумалась над тем, как теперь прыгать выше собственной головы. И… не стала этого делать, справедливо предположив, что формула бестселлера наверняка сработает ещё разок.

Боевая система, постановка, режиссура — всё переехало из «четвёрки» в пятую часть почти без изменений. Переменились лишь отдельные компоненты: бои заточили под кооператив, к Крису по этому случаю приставили решительную напарницу Шеву, а сюжет после ироничного настроя четвёртой части снова стал непрошибаемо серьёзным. Вместе с этим серия напрочь покончила с наследием медлительных survival-хорроров (кто ж знал, что ещё через десяток лет к ним придётся вернуться!) — и избавилась от тех остатков менеджмента ресурсов, что были в RE4. Палить по зомби теперь можно было почти без остановки, а головоломки и печатные машинки канули в Лету, освободив место чистому экшену.

Resident Evil 5 — не такой прорыв, каким была четвёртая часть. Это честная, заслуженная эксплуатация собственных успехов и достижений Capcom. К ней можно придираться за нахальное самоцитирование, её можно пожурить за никчемное подражание Gears of War, но, когда у очередного жителя Киджуджу вдруг сносит голову, а на её место вылезает гигантское шипастое щупальце, когда зомби-мотоциклист слетает с колёс, об него спотыкается еще пятеро таких же и все они веселой гурьбой взлетают на воздух, — как-то, знаете ли, не до аналитики.

Из рецензии Игромании на Resident Evil 5

15 лет назад — Far Cry

Во что мы играли раньше: MGSV, RE5, Far Cry, Baldur’s Gate - фото 3

Сейчас в разговорах о пресловутом «некстгене», перевернувшем с ног на голову всю индустрию, любят вспоминать первую Crysis. В 2007 году проект наделал шуму из-за своей ресурсоёмкой графики: на момент выхода игра выглядела бесподобно, хоть и не шла почти ни на одном домашнем ПК того времени. Но у ребят из Crytek , ответственных за её создание, уже был опыт разработки другого проекта с передовой картинкой. Именно они в 2004 году выпустили первую Far Cry.

И её набитый приключениями тропический остров поразил игроков не меньше, чем мир Crysis тремя годами позже. Мы в редакции не очень любим кулинарные сравнения, но тут слову «сочный» сложно найти достойную альтернативу. Тамошние виды были именно что сочные: густые пальмы зеленели, как в рекламе «Баунти», вода искрилась на ярком солнце, попугаи прыгали с ветки на ветку, трава приминалась под ногами. И даже без пресловутого открытого мира обширные уровни работали как песочница. Любой из райских пейзажей можно было обойти вдоль и поперёк, выбирая лучший сценарий для атаки. Немного тускнела игра разве что на участках внутри зданий — оттуда хотелось побыстрее выбраться обратно под открытое небо.

В довесок к сказочным видам шёл отличный шутер, где со смышлёными врагами никогда не надоедало играть в прятки, и даже откровенно заштампованный сюжет про безумного учёного и его мутантов не особенно портил впечатление от прохождения. Но, пожалуй, лучшей рекламой первой части Far Cry будет то, что проект вышел в один год с Unreal Tournament 2004 , Painkiller , Doom 3 и легендарной Half-Life 2 — и умудрился не только окупиться, но и отжать у конкурентов серьёзную долю продаж.

Far Cry — игра, которая выводит жанр на новый виток развития. Пока патриархи игровой индустрии — Valve и id Software — неспешно готовили революцию, молодые, но бойкие ребята из CryTek её совершили. Когда давно обещанные Half-Life 2 или DOOM III увидят свет, геймеры и критики неизбежно будут сравнивать их с Far Cry, ибо именно эта игра вознесла планку качества 3D-экшенов на невиданную доселе высоту. Ко всем прочим достоинствам игры стоит добавить и возможность создавать с помощью прилагаемого редактора модификации, которые легко подключить к игре через главное меню. Так что в скором времени последует лавина любительских модов и дополнений, которые мы обязательно поместим на наши диски. И кто после этого возразит, что Far Cry — почти идеальная игра?

Из рецензии Игромании на Far Cry

20 лет назад — Baldur’s Gate

Во что мы играли раньше: MGSV, RE5, Far Cry, Baldur’s Gate - фото 4
Во что мы играли раньше: MGSV, RE5, Far Cry, Baldur’s Gate - фото 5

Есть поверье, что мода повторяется каждые двадцать лет. Правда, по этой логике BioWare в этом году должна была бы выпустить никак не Anthem , а огромную одиночную RPG с магами, эльфами, мрачными подземельями и заговорами тёмных сил — словом, что-нибудь в духе Baldur’s Gate. Но уж имеем что имеем.

Хотя первым проектом канадцев был симулятор робота Shattered Steel, именно «Врата Балдура» определили будущее компании, которая позже выпустила легендарные Mass Effect и Dragon Age. Классическая CRPG продалась в количестве двух миллионов экземпляров, едва не догнала по популярности первую Diablo — и всё это при том, что BG сделали трое медиков, которые все три года разработки продолжали трудиться по специальности.

Им серьёзно повезло в одном: компании Interplay , которая тогда выступала издателем BioWare, принадлежали права на выпуск игр по мирам Advanced Dungeons & Dragons, и ребята из Эдмонтона с радостью ими воспользовались. Baldur’s Gate точнее всех своих предшественниц воспроизводила глубокую боевую систему оригинальной настолки, но при этом обходилась без её пошаговой медлительности. Решение придумали предельно простое: сражения шли в реальном времени, но игру можно было в любой момент поставить на паузу, чтобы обдумать следующий шаг и раздать поручения сопартийцам. В итоге очарованию детища BioWare поддались даже самые консервативные фанаты «Подземелий и драконов», а все те, кто ни разу не играл в настольный вариант, прониклись тем самым духом приключений (объёма текстов из Baldur’s Gate хватило бы на средней руки фэнтезийный роман).

Иронично, что изначально игра называлась Battleground Infinity и должна была стать MMORPG, но Interplay отговорили разработчиков от этой идеи. Возможно, мода всё-таки повторила свой двадцатилетний цикл — просто в случае с Anthem команде BioWare удалось-таки довести дело до конца.

Мы получили действительно то, что ждали, то есть игру года, игру-победительницу. Победителей, как известно, не судят, поэтому слегка пожурим разработчиков за нагнетание нетерпения и радужных ожиданий в широких рядах любителей RPG и перейдем к характеристике собственно игры.

Хотя, как известно, трудно сказать что-то полезное при описании безусловных хитов. Музыка хороша, звук тоже, что вы и почувствуете с первых же минут игрового процесса. Графика, конечно же, достойна всяческих похвал. Особенно детализация существ, величественность разнообразных видов: шумные водопады, огромные замки, таинственные руины, затерянные храмы. Каждый более или менее заметный волшебный предмет имеет свою предысторию, а каждый персонаж в вашем отряде — богатую биографию, манеру поведения, привычки и моральные убеждения. Любая вещь, надетая на персонажа, изменит его внешний вид. Легко заметить даже, длинный или короткий меч в руках у героя, а также то, магический он (по бледноватому мерцанию или красноватой рукоятке) или нет. Продуманы места нахождения предметов: из маленькой летучей мышки ну никак и никогда не выпадет полная металлическая кираса.

Из руководства Игромании для Baldur’s Gate (№3 за 1999 год)

А во что вы играли пять, десять, пятнадцать и даже двадцать лет назад? Расскажите в комментариях.

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: TLoU: Left Behind, Burnout Paradise, Beyond Good & Evil, «Герои 3»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь