Советские игровые консоли. Не только «волк с яйцами»

Советские игровые консоли. Не только «волк с яйцами»

Спец — Советские игровые консоли. Не только «волк с яйцами»
Во что и на чём играли в СССР?
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спец
Советские игровые консоли. Не только «волк с яйцами»
Советские игровые консоли. Не только «волк с яйцами»Советские игровые консоли. Не только «волк с яйцами»
Для большинства современных геймеров слова «советская видеоигровая индустрия» звучат как «космическая программа Зимбабве». Да, у кого-то была пресловутая «Волк ловит яйца». Кто-то вспомнит Алексея Пажитнова с его гениальным «Тетрисом». Кому-то на ум придут пиратские клоны NES от компании Steepler, хоть они и появились после распада СССР.
Но не все знают, что мрачный тоталитарный Союз выпускал не так уж мало электронных развлечений, включая полноценные консоли. Причём среди них найдутся даже собственные разработки, уникальные и по сегодняшним меркам.
Знаменитая «Ну, погоди!» в действии. Судя по описанию, автор видео считает волка лисой

Атака клонов: советские портативные консоли

Хотя, конечно, в большинстве своём советские игровые консоли были самыми что ни на есть бесстыжими клонами. Вопросы авторского права волновали советское руководство не более, чем волнуют сегодня какого-нибудь дядюшку Ляо, который шьёт кроссовки Abibas в своём полуподвале на окраине Гуанчжоу. Так что передирали всё — совершенно беззастенчиво и чаще всего абсолютно безвозмездно.
Тотальное дублирование заметнее всего среди хэндхелдов. Как пишет Тимофей Скоренко в книге «Изобретено в СССР: История изобретательской мысли с 1917 по 1991 год», среди советских портативок вообще не найти ни одной самостоятельной разработки — все они были скопированы какая откуда. Это, конечно, не совсем так, но по большей части правда.
В первоисточнике волк выглядел по-другому, а место зайца занимал петух
Самый яркий пример — та самая «Ну, погоди!», в которой волк ловит катящиеся из-под кур яйца. Из оригинального в ней разве что персонажи одноимённого мультфильма да название модели: «Электроника ИМ-02». В остальном это чистой воды карманная игрушка Egg из серии Nintendo Game & Watch.
Придумал её, между прочим, не абы кто, а сам Гумпэй Ёкои, продюсер Metroid, пары игр про Марио и легендарного Game Boy. А советские инженеры, в свою очередь, разобрали аппарат на винтики и сделали точную русифицированную копию.
01, 02 — Chef от Nintendo и «Весёлый повар» от «Электроники». Что называется, найдите десять отличий (фото abandongames.ru и antiquesnavigator.com соответственно)
В Японии Game & Watch выпускались с 1980-го, так что СССР отстал от проклятых капиталистов не так уж и сильно — «Ну, погоди!» появилась на прилавках всего четыре года спустя. Следом повалили «Веселый повар» (в японском девичестве Chef), «Тайны океана» (Octopus), «Космический мост» (Fire) — даже «Микки Маус» (внезапно, в оригинале тоже Mickey Mouse) и многие, многие другие.
Вообще, под маркой «Электроника ИМ» (то есть «игра микропроцессорная») выпускали уйму всякой всячины, от музыкальных синтезаторов до шахматных компьютеров. Но карманные игровые консоли пользовались особой популярностью. Их отличал немудреный геймплей и слабенькое железо, зато стоили они вполне приемлемых денег — в районе 23-25 рублей, примерно четверть зарплаты того самого советского инженера.
Ходили слухи, что если набрать в «Ну, погоди!» тысячу очков, игра покажет мультик. К сожалению, сегментированный ЖК-дисплей на такие трюки не способен (фото ru.wikipedia.org)
Но не все карманные консоли того времени были так уж просты. Встречались среди «электроник» вещи весьма интересные и необычные.
«Электроника ИМ-12» (Nintendo CJ-93 Donkey-Kong JR) была снабжена цветным экраном и зеркалом, через которое, собственно, пользователь и следил за игрой. Главной фишкой выступали сменные картриджи, что уже позволяет назвать «ИМ-12» вполне полноценной консолью. Правда, игра для этой портативки, видимо, существовала всего одна, «Винни-Пух».
Играть в такое сегодня отважится разве что самый отъявленный ретроград
«Электроника ИМ-26» (Bandai Digi Casse) тоже работала со сменными картриджами-экранами. Их здесь было аж целых пять штук и все они шли в комплекте с самим устройством.
Totally USSR!
Гоночная игра «Электроника ИЭР-01» (Mattel Electronics Auto Race) щеголяла дисплеем с разрешением три на девять пикселей. Не так уж плохо для девайса, американский прототип которого стал в 1976 году первой карманной игровой консолью в истории.
Игровой процесс оригинальной Auto Race от Mattel Electronics. Вот тебе, бабушка, и 4К
Внешний вид советской копии (фото с форума zx-pk.ru)
«Электроника МК 90» (она же «ПК-100») была полноценным микрокомпьютером, полностью разработанным в СССР. Аналогов этой машинки на Западе не найти. Помимо серьёзных задач «МК 90» поддерживала и недурные игры. Здесь были и «Тетрис», и «Пакман», и «Змейка», и «Сапёр», и бог знает что ещё.
А тот, кому не хватало чужих творений, всегда мог написать собственную игру прямо здесь же, на встроенном «Бейсике». К тому же приложения можно было переносить между устройствами на сменных модулях памяти (что-то вроде привычных нам флэшек, но на батарейках). Жаль, стоила эта забава 3500 рублей — среднюю зарплату за три года.
Вот так на «МК 90» выглядят игры
«Электроника ИМ-50. Весёлая арифметика» — ещё один полностью наш проект. С виду она мало чем отличается от других портативок из серии «ИМ», но главное отличие спрятано внутри.
Дело в том, что процессоры прочих «электроник» из всех математических действий освоили только сложение. Здесь же стояли куда более совершенные электронные мозги, которые позволяли забавляться с цифрами аж в двенадцати режимах.
Игра для тех, кому ловля яиц кажется недостаточно интеллектуальным занятием
Редкий экспортный вариант (фото abandongames.ru)
Самый, пожалуй, брутальный хэндхелд в СССР выпустили ограниченной партией уже в 1991 году, незадолго до распада страны. Устройство со звучным индексом «ДБГБ-06И» (более известное как «Альтаир») сочетало в одном компактном корпусе игру, часы и дозиметр.
Существует мнение, что такая странная комбинация была связана с нехваткой комплектующих для обычных дозиметров, которых после чернобыльской катастрофы требовалась масса. В итоге получился настоящий атомпанк, очень в духе времени.
Наверное, единственная в мире консоль с дозиметром. Обезьяна-вратарь ловит мячи, Микки Маусы подают, Карлсон руководит процессом с небес. Паноптикум (фото rw6ase.narod.ru)
Наконец, нельзя не упомянуть «Электронику ИМ-27. Космические приключения» со стереобиноклем и эффектом 3D. К сожалению, тоже клон — на это раз игрушки Planet Zeon из серии Tomytronic 3-D от Tomy.
Какой-какой окулюс? (фото jatekmuzeum.blog.hu)
В общем, среди портативок в советские времена всё было хорошо. Настолько, что их клепали даже на экспорт, с английской локализацией.
А что же с домашним сегментом?

Время первых: советские ТВ-приставки

На самом деле, и среди телевизионных приставок всё было не так плохо, как принято считать. По крайней мере, если говорить об игровых консолях первого поколения, которые порой называют «Pong consoles» в честь главной игры середины 1970-х.
Что вообще такое Pong? Одна из первых домашних консолей и одна из самых популярных видеоигр всех времён. По сути своей, это теннис, упрощённый по самое никуда — элементарное перекидывание квадратного «мячика» из одной половины экрана в другую. Вот только при всей своей монохромной простоте Pong вполне способна затянуть и сегодня. Что уж говорить про 70-е!
Эпоха Pong consoles, «деревянный век видеоигр»
Клоны «Понга» делали везде в огромном количестве, и СССР не отставал. Над телевизионными игровыми приставками у нас начали работать почти одновременно со всем миром. И домашних консолей в Союзе выпускали немало.
Свои маленькие особенности были у каждой. Одну отличал яркий дизайн, другую — возможность выводить на экран телевизора целых три цвета вместо двух, третью — световой пистолет в комплекте и прочее. Однако принципиальных отличий между ними практически не было, так что рассказывать отдельно о каждой особо нечего. Лучше просто показать.
«Палестра-02». Волейбол, футбол, теннис и сквош (фото vladimirkrym.livejournal.com)
«Турнир». Неожиданно симпатичный и яркий дизайн для своего времени
«Экси Видео-01» (фото vladimirkrym.livejournal.com)
«Видеоспорт-3». Консоль со световым пистолетом
«Лидер», одна из самых простых консолей, даже в своём классе (фото playground.ru)
«Эврика». Выглядит устрашающе (фото ru.wikibooks.org)
В целом, это были отличные устройства, пусть даже страшно дефицитные и ужасно дорогие. За какую-нибудь «Палестру» нужно было выложить от 100 до 150 рублей — столько советский гражданин зарабатывал за месяц. Но главная проблема была не в цене, а в том, что время не стояло на месте.
На Западе первое, наполовину аналоговое поколение консолей сменило второе, микропроцессорное во главе с Atari 2600. Следом пришли восьмибитные NES и Sega Master System. На горизонте маячили 16-битки… А в СССР ничего не менялось.
Советские граждане, в лучшем случае, играли в разработки 70-80-х годов и знать не знали ни о каком техническом прогрессе. Консоли ни второго, ни третьего поколения в Союзе не производились, даже в виде пиратских копий.
На ebay.com можно купить Rambo TV Game всего за $69.99
Лучшее из доступного — тайваньский клон Atari 2600 под названием Rambo TV Game, который появился уже на закате Перестройки. Слот для картриджей ему запаяли, зато вшили в память аж 360 игр и изобразили на коробке мускулистого Слая. На фоне «эврик» с «лидерами» Rambo TV Game, устаревшая уже тогда лет на десять, смотрелась как лазерный пистолет рядом с каменным топором.
Но была у нас одна вещь гораздо круче любых приставок того времени, не важно, скольки битных. Речь о консоли «Эльф» — белорусской версии ZX Spectrum, заточенной специально под видеоигры.
Внешний вид «Эльфа» (фото с сайта zxbyte.ru)
В период своего расцвета компьютеры ZX Spectrum были едва ли не самой популярной домашней платформой. Чуть ли не в каждом подвале в СССР паяли свой клон Speccy. Главная причина такой популярности не самой продвинутой даже для своего дремучего времени системы — огромное количество игр.
Так что «Эльф» стал логичным развитием «Спектрума» как чисто игрового устройства. Консоль комплектовалась парой геймпадов — с крестовиной и двумя кнопками, совсем как у оригинальной NES. Приставка читала картриджи вместо дискет или аудиокассет (самого распространённого носителя информации на тот момент). Причём некоторые игры были полностью переведены на русский язык фанатами «Спектрума» ещё в 90-м или 91-м.
Геймпады к «Эльфу» продавали и отдельно. Они были устроены гораздо проще контроллеров NES, что сделало их почти вечными: ломаться там просто нечему (фото с сайта zxbyte.ru)
В общем, все шансы на успех у «Эльфа» были. Вот только запустили в производство его слишком поздно, в 1993-м, уже после распада СССР. И детище брестского завода «Цветотрон» не выдержало конкуренции. Мутный поток вездесущих Dendy и разномастного китайского ширпотреба попросту смыл «Эльфа» к чертям.
Так закончилась история советских консолей. Ничего постсоветского на смену им пока так и не пришло.
Судя по всему, это эмуляция, но именно такими игры на «Эльфе» и были
Как видите, ассортимент советских игровых консолей был куда богаче, чем принято считать. А ведь ещё можно вспомнить игровые автоматы, персональные компьютеры, разнообразные электронные игрушки и прочие цифровые развлечения! Да, в основном то были копии американских и японских устройств. Вот только это уже больше, чем делают в России сегодня. Обидно.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Кирилл Никифоров
Кирилл Никифоров
Юрист, преподаватель, журналист, автор-исполнитель, французский иностранный легионер. Никогда не врёт и принц Нигерии. Беспощаден к врагам Р’льеха. Любит пост-панк, постапокалипсис, постебаться и озорные каламбуры.