«Панки» в городе! Самые необычные производные киберпанка в игровых мирах

«Панки» в городе! Самые необычные производные киберпанка в игровых мирах

Спец — «Панки» в городе! Самые необычные производные киберпанка в игровых мирах
От каменного века до генетического кошмара.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спец
«Панки» в городе! Самые необычные производные киберпанка в игровых мирах
«Панки» в городе! Самые необычные производные киберпанка в игровых мирах «Панки» в городе! Самые необычные производные киберпанка в игровых мирах
В жанрах и направлениях фантастики уйма путаницы. Это в середине восьмидесятых, во времена рождения и расцвета чистого киберпанка, всё было более-менее понятно: мрачное дистопическое будущее, высокие технологии при низком уровне жизни, противостоящий системе хакер-одиночка... А вот сейчас словами с корнем «панк» обозначают абсолютно разные по своей сути произведения, миры которых вращаются вокруг какой-то одной, возведённой в абсолют идеи.
Чаще всего, хотя и не всегда, речь идёт о невероятно развитых технологиях, которые в нашем мире давно уже достигли (или когда-нибудь обязательно достигнут) потолка, чтобы уступить место чему-то более совершенному. Так и рождаются огромные боевые человекоподобные роботы на паровом ходу, педальные космолёты и бравые астронавты в пенсне и цилиндрах. Причём обязательный для киберпанка так называемый «критерий Дозуа» (тот самый, который «High tech. Low life») в таких сеттингах выполняется далеко не всегда. Так что «стим-», «клок-», «бронз-» и другие «припанкованные» миры вполне могут быть не только угрюмо-депрессивными, но яркими и солнечными. Что ж, чем больше разнообразия — тем интереснее изучать этот жанр.
Во многих beat 'em up типа Streets of Rage так много маргинальных личностей со странными причёсками, что в отношении подобных проектов даже упортебляют термин «панкопанк»
  От автора
Эта статья — не каталог всех возможных «панков» и не энциклопедия всех игр в стилистике «...панк». Во-первых, и тех, и других слишком много: даже краткое упоминание каждого вида раздует этот материал в простыню необъятных размеров. Во-вторых, ни писать, ни читать об этом не слишком увлекательно: про киберпанковую Deus Ex или атомпанковую Fallout и так уже сочинили целые монографии. Поэтому я хочу рассказать о тех направлениях и тех их играх, которые лично мне кажутся самыми крутыми и необычными, но при этом незаслуженно обделёнными вниманием. В общем, наслаждайтесь.

Стрелы Перуна с разделяющимися боеголовками

Начнём, так сказать, ab ovo — с каменного века. Стоунпанк (или рокпанк), конечно, не так популярен, как большинство его собратьев, но пара достойных упоминания проектов есть и здесь. Пожалуй, первая и самая главная ассоциация со стоунпанком — «Флинтстоуны», пещерные люди, живущие в обществе победившего потребления. Сейчас их основательно подзабыли, но в своё время это была настолько раскрученная семейка, что по мотивам их приключений делали вообще всё, включая игры. Там был и боулинг, и вездесущий пинбол, и несколько недурных платформеров.
А вот Far Cry Primal я бы стоунпанком не назвал. Технологии тут, конечно, каменного века — но развиты именно так, как им и положено. Анахронизмов мало. Если не брать в расчёт пчелиные гранаты и приручение сов, разумеется
Кажется, именно для платформеров стоунпанк и подходит лучше всего. Был, например, Prehistoric — простенький, но приятный платформер под DOS: собственно панка в нём было не то чтобы много, но на дельтаплане из соломки и лозы полетать давали. Примерно на том же поле выступала, скажем, Bonk про малыша с непомерно тяжёлой головой, которой он и поражал многочисленных врагов. Или серия Joe & Mac, где среди противников встречались деревянные вертолёты-бомбардировщики и даже гигантские мехи.
А вот в жанрах посложнее камнепанк встречается редко, если не считать многочисленные (и, как правило, паршивые) симуляторы охоты на динозавров в духе Carnivores. Хотя и без RTS про пещерные войны типа Warparty тоже не обошлось.
Zeno Clash — одна из самых странных стоунпанковых игр: симулятор инопланетного мордобоя в шизоидном мире, причём ещё и от первого лица
Следом на условной исторической шкале стоит сандал- или антикпанк, в основе которого лежит культура античности. Правда, именно технически продуманный антикпанк встречается редко. Видимо, идея с зеркалом Архимеда, которое испепеляет корабли Звёздной Римской Империи во время обороны космической станции «Сиракузы», кажется разработчикам скучноватой. Что ж, панк, как я уже говорил — это не обязательно технологии. Когда под каждым кустом спят герои с полубогами, где-то за углом выклёвывают печень Прометею, а рядом Зевс присматривается к очередной пастушке, иначе как панком это не назвать.
Вот в этом подразделе жанра хороших игр не просто много, а чрезвычайно много. Titan Quest — и по сей день одна из лучших action-RPG. God of War, если не считать последнюю скандинавскую итерацию. Стратегии, в которых античные герои выкашивают полчища минотавров, а молнии Отца богов выступают аналогами тактической ядерной бомбардировки: Invictus: In the Shadow of Olympus, Myth, Age of Mythology
Assassin's Creed Odyssey тоже очень нехило прошлась по теме сандалпанка
Разумеется, античностью преданья старины глубокой не ограничиваются. Кэндлпанк, каслпанк, мидлпанк, суордпанк и даже плэгпанк — альтернативные Средние века ничуть не скучнее каменного или бронзового. Правда, толковых проектов в этом сеттинге едва ли не меньше, чем вариантов его названия. У меня лично получилось вспомнить лишь три интересные игры. Мать современного стелса — Thief: The Dark Project; Shovel Knight — минималистичный платформер «под старину», в котором Лопатный Рыцарь в духе Мегамена сражает странных врагов вроде Пропеллерного или Кротового рыцарей. Да ещё Kenshi — RPG с открытым миром, в которой всё крутится вокруг реалистичных схваток на мечах с реалистичными же последствиями вроде травматической ампутации конечностей.
Вспомните что-нибудь ещё в подобной эстетике — обязательно напишите в комментариях. А пока давайте прыгнем сразу на несколько веков вперёд — в эпоху Промышленной революции.
Сложно поверить, что Kenshi фактически создана одним человеком

Промышленная революция

Викторианская эстетика ассоциируется, в первую очередь, с паровыми механизмами и романтикой газовых фонарей. Тем не менее, это далеко не всё, что может предложить нам, любителям панка, эпоха промышленной революции.
Заводные механизмы, скажем, ничуть не скучнее пара. И главная клопанковая игра — конечно же, прекрасная и печальная Syberia. Да, формально действие в ней происходит чуть позже, уже в XX веке, но путешествие Кейт Уокер настолько оторвано от какого-то конкретного времени, что я считаю возможным упомянуть Syberia именно здесь. Тем более, что там есть и заводные поезда, и разумные автоматоны… Не менее оригинальные роботы достались серии SteamWorld. Несмотря на название, в этом мире обитают не только паровые машины. Здесь и часовые, и дизельные, и бог знает какие ещё аппараты изучают земные недра, участвуют в эпических фэнтезийных квестах и вовсю бороздят космические просторы в поисках дурацких шапок.
Смертельно аристократичные роботы-убийцы — визитная карточка Sir, You Are Being Hunted
На самом деле, вечное стремление что-нибудь да побороздить вылилось в отдельный жанр — оушнпанк. Эти миры объединяет любовь авторов к морям и океанам, причём не только водным. Так что этот ярлык вполне справедливо можно наклеить и на старинную пошаговую тактику X-COM: Terror From the Deep, и на «подводную StarCraft» Submarine Titans, и на аркадный симулятор подводных лодок Aquanox, и даже на JRPG Skies of Arcadia, посвящённую приключениям воздушных пиратов среди парящих островов. Что уж говорить про угрюмых близняшек Sunless Sea и Sunless Skies!
Примерно тому же времени, концу XIX — началу XX века, но по другую сторону Атлантики соответствует стилистика «Weird West», или кэтлпанк (от слова cattle, которым обозначают крупный рогатый скот). Здесь в сеттинг дикого Запада попадают мистика, магия или развитые технологии — а чаще всего всё сразу. И тогда получаются игры вроде мрачной Hard West, грядущей Weird West или дополнения Red Dead Redemption: Undead Nightmare.
Немало «странного Запада» и в Fallout: New Vegas
Все эти «панки» редко встречаются в чистом виде: очень уж много общего у разных направлений научной фантастики под ретро-соусом. Скажем, Dishonored соединяет много интересных моментов из родственных стимпанку стилей: вспомнить хоть заводных роботов, хоть электрические ворота, хоть универсальную ворвань, на которой работают полумагические девайсы. Или Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura: одна из лучших ролевых игр в истории стала собой во многом благодаря великолепному сеттингу, в котором намешано отовсюду по чуть-чуть. Или BioShock… Нет, стоп. Это уже немного другая история.
«Дорога на Хон-Ка-Ду» от тюменской студии «Громада» — уникальная в своем роде стратегия про боевые разумные паровозы

Полдень, XX век

Со стимпанком часто путают дизельпанк: они и правда нередко пересекаются, но не совпадают. Дизельпанк — это уже не XIX, а XX век. И здесь рулят не архаичные паровые машины, а плюс-минус современные нам двигатели внутреннего сгорания. Самый свежий и, наверное, самый яркий за последние годы пример — Iron Harvest по мотивам творчества художника Якуба Ружальского. В мире Iron Harvest Первая мировая война так и не закончилась, и на поля сражений альтернативных 1920-х выходят могучие мехи на дизельном ходу. Такой брутальности позавидуют любые панцеркляйны из «Операции Silent Storm», робопсы из Wolfenstein или летающие крепости из Crimson Skies — натуральной Mad Max в воздухе.
Valkyria Chronicles — дизельпанковая пошаговая ролевая тактика в стиле аниме. Гремучая смесь
Без аромата солярки редко обходится и то, что я бы назвал «советпанком». Почти все игры, касающиеся СССР, можно отнести сюда. Дело в том, что реалистично изображённого Советского Союза в играх почти не найти — разве что в каких-нибудь варгеймах для трёх с половиной ценителей истории. В большинстве игр на эту тему бал правит развесистая клюква и, как следствие, советпанк. Незабвенная серия Command & Conquer: Red Alert. Сильно вторичный, но недурной шутер Singularity. S.T.A.L.K.E.R., полностью пропитанная угрюмой постсоветской романтикой. Грядущая Atomic Heart. Несостоявшаяся «Новый Союз». Мрачноватая RTS «Карибский кризис». Безумная гоночная аркада Communism Muscle Cars Made in USSR и просто бредовая стратегия «Сталин против марсиан»… Перечислять можно долго, так что лучше ещё раз переправимся через Атлантику.
Очень жаль, что «Новый Союз» не дожила до релиза: игра выглядела здорово
А там, в США, культ супергероев — чрезвычайно сильная вещь. Это не могло не вылиться в явление, которое можно обозначить как кейппанк — от английского cape, то есть «плащ». Здесь ярче всего засветились концептуально похожие MMO: City of Heroes в тандеме с City of Villains и DC Universe Online, в которых можно создать собственного супергероя (ну, или злодея), подобрать ему предысторию, глупый наряд и особые силы, а затем отправить его на борьбу со злом (ну, или с добром).
Обратную сторону кейппанка представляет брызжущая адреналином серия inFamous. Там люди с суперсилами больше похожи на героев сериалов вроде актуальных «Пацанов» или подзабытых уже «Отбросов». Они не носят плащи, но зато наделены серьёзными силами, тяжёлыми характерами и вполне понятными интересами — чаще всего весьма приземлёнными. В этом контексте нельзя не вспомнить серию Prototype — игры на грани кейп- и биопанка про похождения мутанта-суперзлодея.
Серия Megaman — классический пример кейппанка, где на каждый чих заготовлен свой метачеловек. Ну, на самом деле робот, но суть та же
А вот биопанк или генопанк — сравнительно новый фантастический жанр даже рядом с другими «панками». Его суть — в свободном жонглировании генетикой и другими науками, способными сперва породить крокодилобегемотов с обезьянокашалотами, а затем столкнуть их в борьбе за власть над миром. В эту разношёрстную компанию попали и классическая серия хорроров Resident Evil, и Mutant Year Zero: Road to Eden, и Evolva, и Gene Wars, и Impossible Creatures. В общем, вариантов едва ли не больше, чем возможных существ в Spore.
А вот можно ли назвать генопанком саму Spore — большой вопрос. Ведь манипуляции с генами здесь сделали частью игровых механик, а не сеттинга
За последние годы в «панках» поубавилось социально-политического накала, а вот их видов становится, наоборот, только больше. Если открыть статью на «Википедии», озаглавленную «Производные киберпанка», можно узнать про уйму странных направлений фантастики и фэнтези: от нёрфпанка (да-да, с теми самыми бластерами Nerf) до наупанка, который рассказывает про обычный, современный нам с вами мир. А ведь там описаны далеко не все возможные стили, которым, кажется, вообще нет числа! И пусть книг, игр, фильмов, картин, песен и бог знает чего ещё в каждом «панке» уже созданы многие тысячи, это ещё только самое начало. Так что не волнуйтесь: на наш век «панков» наверняка хватит. А потом придумают что-нибудь ещё.
Хотите скрыть партнерские блоки? Авторизуйтесь и читайте материалы не отвлекаясь.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Кирилл Никифоров
Кирилл Никифоров
Юрист, преподаватель, журналист, автор-исполнитель, французский иностранный легионер. Никогда не врёт и принц Нигерии. Беспощаден к врагам Р’льеха. Любит пост-панк, постапокалипсис, постебаться и озорные каламбуры.