Нейросети в играх — как ИИ меняет геймдев

2025 год стал для современного человека переломным. «Нейросети» теперь чуть больше, чем просто странное слово из сводок новостей. Теперь — это для многих либо пугающая, либо максимально интересная полноценно работающая технология, которая меняет мир на наших глазах. В том числе и игровой. И встречаются они повсеместно — в прорисовке графике и «оживших» NPC.
Погружаемся в ситуацию и пытаемся разобраться в том, как искусственный интеллект меняет индустрию здесь и сейчас.
Что было раньше

Не секрет, что в F.E.A.R. разработчики очень детально поработали над искусственным интеллектом противников, поэтому их поведение, реакции и взаимодействие с игроком до сих пор остаются в умах любителей шутеров. Боты были по-настоящему хитрыми и умными: они прятались за укрытиями и стреляли из них, старались подловить игрока и быстро его уничтожить.
Но успех F.E.A.R. объясняется заранее прописанными реакциями, поэтому их действия частенько оказывались предсказуемыми. Действуем скрытно — противник меняет позицию и отправляется на поиски. Пошумели — боты быстро направляются к месту шума, чтобы заняться зачисткой местности от игрока. Всё это достигается при помощи скрупулёзной работы над кодом, а значит, требует очень много времени. Это было, к слову, в далёком 2005 году. К сожалению, в последнее время этому аспекту разработчики уделяют внимание всё реже.
Современные технологии и повышенное внимание к нейросетям позволяют создавать генеративный ИИ, который может импровизировать в любой момент. Помимо генерации диалогов, текстур и квестов под игрока адаптируются враги и союзники, а машинный интеллект меняется и развивается на ходу. Так и должен достигаться реализм во всех деталях игр — при должном внимании разработчиков этой пойдёт лишь на пользу игроку.
Например, в PUBG: Battlegrounds интегрируют напарников с AI, которые будут собирать предметы, водить автомобили и пытаться использовать тактику в бою. С фрагментом такой реакции можно ознакомиться уже сейчас на видео выше. Круто? Определённо!
За кулисами — помощь в разработке

Источник: сайт storyblok
Прямо сейчас многие студии, от малых до великих, внедряют нейросети в разработку, потому что ИИ способен удешевить и ускорить производство, предоставить дополнительное время на полировку продукта и расширение контента.
Midjourney, Stable Diffusion, DALL-E рисуют изображения очень быстро и сокращают сроки создания скетчей, артов и прочих картинок с недель и месяцев до нескольких дней или даже минут. Через нейросети можно генерировать текстуры и 3D-модели, анимации, прототипы персонажей, а также писать скрипты, тестировать код и находить ошибки.
Ежедневно огромное количество студий используют ИИ, а небольшие инди-команды и разработчики-одиночки теперь способны конкурировать с крупными компаниями и заметно снижать стоимость разработки при помощи автоматизированных технологий.
На экране — смена игрового опыта
В этом блоке мы детальнее рассмотрим каждые аспекты игр, которые уже сейчас дорабатываются при помощи ИИ.
«Живые» NPC

В игре Where Winds Meet NPC отвечают не заскриптованными фразами, а генерируют ответы в реальном времени с помощью ИИ, создавая эффект «живого» разговора
Источник: видеоигра Where Winds Meet
Сейчас разрабатываются и совершенствуются технологии вроде NVIDIA ACE. Нейросеть в реальном времени генерирует ответы для любых внутриигровых персонажей, подстраивает анимацию лица под речь и воспринимает голос игрока, переводя его в текст. Никаких заученных фраз — только экспромт и безграничные возможности общения. Уже сейчас мододелы и прочие энтузиасты подключают языковые модели к любимым мирам: например, в The Elder Scrolls 5: Skyrim вместо приключений и исследований локаций можно попросту поболтать с NPC.
Но и разработчики не отстают. В недавней новинке Where Winds Meet встроили AI-чат и внедрили его механики в геймплей. Помимо банального общения с героями, иногда игроку нужно написать правильный ответ на загадку, чтобы получить опыт и продвинуться по квесту. А в симуляторе жизни inZOI потихоньку появляются автономные персонажи, которые обладают собственными эмоциями и даже памятью.
Конечно, прямо сейчас такие технологии проходят начальные этапы обкатки, однако в будущем в играх могут появиться полноценные события, которые будут зависеть от действий геймера. Захотелось устроить крупномасштабное сражение с рыцарями в замке? Пожалуйста!
Потенциал таких технологий велик. Это не только убивает «картонность» миров, но и позволит допрашивать свидетелей в квесте, поболтать с барменом о слухах, или спровоцировать оппонента уникальной репликой. Так каждый диалог станет непредсказуемым. Лишь бы разработчики не просто внедряли готовую языковую модель, а адаптировали её под реалии игр без абсурдных ситуаций. Иначе вместо фэнтезийного приключения с орками, гномами и эльфами игрок рискует получить разговоры о космических кораблях и инопланетянах.
Умная графика и производительность
Технологии DLSS от NVIDIA и FSR от AMD уже давно были представлены публике, однако в 2025 году появились их четвёртые номерные версии. Они сделали значительный скачок в обработке графики и производительности. Если раньше DLSS и FSR достигали высоких показателей за счёт значительного снижения качества конечной «картинки», то сейчас разработчики добились фотореалистичного изображения с высокой частотой кадров практически без каких-либо потерь.
Даже самые навороченные миры — например, Cyberpunk 2077, Alan Wake 2, Kingdom Come: Deliverance 2, Battlefield 6 и прочие новинки — не только выглядят потрясающе, но и работают плавно и без заминок. Такое улучшение пригодится игрокам во всех играх: даже сборки с не самым мощным железом могут достигать очень хороших показателей. А такое нам точно нужно!
Бесконечные миры и квесты

В MIR5 боевые столкновения меняются на ходу: ИИ-босс анализирует ваши действия, подстраивает тактику и использует машинное обучение, делая каждую битву уникальной.
Источник: видеоигра MIR5
Процедурная генерация помогает разработчикам упростить процесс создания дизайна локаций или вовсе избавиться от ручного труда, сведя к минимуму действия человека. Пока что идеального варианта не существует, однако вполне вероятно, что уже в скором времени игроки смогут получить огромные, почти бесконечные миры с обилием контента.
Если задания будут интересными, а миры — красивыми и неповторяющимися, то почему бы и нет. Например, небольшой шаг в этом направлении сделали в студии Wemade Next — для MIR5 разработчики работают над автономными врагами, которые будут способны учитывать действия игрока и изменяться по ходу битвы.
Ещё такие технологии пригодятся в жанре roguelike, где процедурная генерация остаётся важнейшей частью прохождения, его основой. В этом случае чем лучше будет работать ИИ, тем увлекательнее и разнообразнее получится приключение.
Реалистичный синтез речи

Источник: видеоигра The Oversight Bureau](https://newcdn.igromania.ru/editor/images/91/868f5048-5ac8-4116-bc07-9bd2abb69f54.jpg)
Где «живые» NPC, там не только анимации и текст, но и озвучка героев. С реальными актёрами пока что технологии не сравнятся, однако при должном развитии их сверхреалистичного результата добиться вполне получится. Часть этих технологий уже включена в NVIDIA ACE: NemoAudio используется для голоса, а Audio2Face пригодится для создания мимики. Благодаря таким решениям разработчикам становится доступно сразу тысячи вариаций без актёров. Например, в разрабатываемой The Oversight Bureau произойдёт полная интеграция речи — пазлы удастся решать голосом. Неплохо для начала?
Это очень полезно для инди-игр, разработчики которых не могут позволить себе нанять профессиональную студию озвучки. Своему же детищу черты живых людей добавить хочется. Вспомните, как много малобюджетных проектов выходило без озвучки — чаще всего игрокам приходится читать текст. А при внедрении синтеза речи этого можно избежать, сделав погружение в атмосферу любимых проектов ещё глубже и реалистичнее.
Да и в крупных проектах иногда это будет полезно. Представьте, как много разнообразных NPC можно встретить в играх Bethesda или CD Projekt RED. Озвучить каждого героя без повторов — непосильная задача даже для крупных компаний. Технологии синтеза упростят этот процесс и позволят сделать второстепенных персонажей более разнообразными. Лишь бы без перегибов.
Заключение

Благодаря своим алгоритмам бесконечного космоса No Man’s Sky остаётся игрой, которая продолжает расти — и со временем сумела полностью оправиться от своего старта.
Источник: видеоигра No Man’s Sky
Нейросети буквально «с двух ног» врываются в жизнь геймеров. Уже сейчас во многих инди-проектах и тем более в играх от крупных студий можно заметить упоминание использования искусственного интеллекта в Steam и социальных сетях. Это кардинально меняет привычную жизнь и процесс разработки. И здесь можно заметить два важных нюанса.
Если разработчики и создатели контента будут бездумно использовать инструменты на каждом шагу, то на рынке видеоигр появится обилие низкосортного контента. Пугаться этого не стоит, так как «артефакты» и последствия взаимодействия с ИИ, особенно с точки зрения качества финального продукта, всегда будут хорошо видны. Но если разработчики подойдут к делу с умом, то конечный продукт может стать лучше, а хорошие игры будут выходить заметно быстрее — как минимум не придётся ждать следующую часть любимой серии годами и десятилетиями.
А что вы думаете о теме нейросетей в играх? Хорошо это или плохо? Расскажите о своих мыслях в комментариях! Нам и нашим читателям будет интересно это почитать.
Автор: Кирилл Примаков
Автор широкого спектра, пишет и обширные обзоры, и подборки топовых проектов, и подробные гайды по поиску предметов и решению головоломок. Больше самих игр обожает платины в них.
FAQ
- Заменят ли нейросети актеров озвучки?
- Очевидно, что это самая главная этическая проблема современной индустрии. Скорее всего, как мы и предположили ранее, озвучкой главных действующих лиц будут заниматься живые актёры, а вот за голоса сотен и даже тысяч малозначительных персонажей станут отвечать нейросети. Это позволит сделать миры более живыми и разнообразными.
- Игры из-за нейросетей станут дороже или дешевле?
- Если заглядывать в ближайшее будущее, то каких-то значимых изменений ожидать не стоит. Игры с использованием нейросетей требуют внимательной доработки, а значит, дополнительных средств на развитие технологий. Однако позднее ИИ способен удешевить создание контента, например, артов, текстур, моделей.
- В какой игре 2025 года лучше всего показаны нейросети?
- Как такового всепоглощающего прорыва в 2025 году пока что не произошло, однако больших достижений достигли в KRAFTON — inZOI получит автономных агентов, а в PUBG появятся автономные компаньоны. А для невышедшей MIR5 работают над автономными врагами, которые анализируют действия игрока и адаптируются под сражения.