Игра в материале
Alien: Isolation
8.5Рейтинг
Игромании
8.4Рейтинг
игроков
PC   X360   PS4   XONE   PS3
Жанр: Боевик, Боевик от первого лица, Ужасы
Разработчик: Creative Assembly
Издатель: SEGA
Издатель в России: СофтКлаб
Дата выхода: 7 октября 2014
Дата выхода в России: 7 октября 2014
Игра года: первое место — Alien: Isolation

Игра года: первое место — Alien: Isolation

Лучшие игры 2014 — Игра года: первое место — Alien: Isolation
Игра, которая вселяет в нас надежду.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Лучшие игры 2014
Игра года: первое место — Alien: Isolation

Игра года: первое место

Может показаться, что триумфальному возвращению Чужого мы дали первое место от безысходности. В конце концов, хороших игр в этом году было много, но вот тех, которым с легкостью можно было бы дать «игру года», — ни одной.

Тем не менее — нет, Alien: Isolation этот титул заслужил, просто критерии немного не такие, как обычно.

Alien: Isolation — ни разу не идеальная игра. Она неудобная, местами затянутая и не слишком продвинутая технологически, и мы не возьмемся обещать, что вам она обязательно понравится. Но есть три причины, делающие произведение Creative Assembly самым важным в 2014 году. Есть, конечно, и другие причины познакомиться с этой игрой — о них вы можете прочесть в рецензии и нашем специальном материале.

Причина №1: важность для вселенной и культуры в целом

Видеоигры стремительно, почти экстерном, достигли того возраста, когда отдельно от массовой культуры их воспринимать уже просто невозможно. Как бы многие из игроков ни хотели (а многие почему-то этого хотят), игры — уже далеко не просто развлечение, а огромный пласт интерактивного искусства, активно взаимодействующий со всеми остальными.

«Чужой» Ридли Скотта включен в Национальный реестр фильмов США — список произведений, несущих в себе культурное, историческое или эстетическое значение, причем картины вносятся туда лишь спустя определенное время, за которое можно осознать всю ценность фильма. Всего там сейчас около 650 произведений, и «Чужой» — одно из них. А Alien: Isolation — прямое (и качественное) его продолжение.

Грубо говоря, вселенная, ставшая к тому времени уже культовой, застыла в развитии после фильма Финчера «Чужой 3». В последней части зачем-то клонировали Эллен Рипли, каким-то чудом скрестили ее ДНК и ДНК ксеноморфов, получили на выходе нечто странное... в общем, нагородили с три короба. Затем были лишь комиксы, фильмы и игры про противостояние чужих и хищников и неуклюжий «как бы не приквел» Ридли Скотта, расправившийся с тайной происхождения чужих так, что даже думать об этом не хочется. Еще была Aliens: Colonial Marines, но ее давайте вспоминать вообще не будем.

И вот наконец-то вселенная получила должное развитие, а ксеноморфы вышли из долгой-долгой спячки. Мы получили историю дочери Эллен — Аманды Рипли (и история эта, судя по всему, еще не закончена), о которой в фильмах говорилось лишь то, что она умерла от рака в старости. Тем не менее, оказывается, эта хрупкая девушка тоже пережила немало приключений.

Но самое важное — это, конечно, бизнес-триллер: жестокая корпоративная драма, развернувшаяся вокруг загибающейся компании «Сигсон». Когда знаменитая «Вейланд-Ютани» свернула программу освоения космоса, бросив космические базы на произвол судьбы, и занялась терраформированием планет, «Сигсон» на радостях заняла пустующую нишу в надежде на прибыль. А потом, как во втором томе «Атлант расправил плечи», дела пошли плохо, оборудование безнадежно устарело, руководство стало перекладывать ответственность на рядовых сотрудников, и компания «Сигсон», как поезд, сошла с рельсов и потерпела катастрофу.

Все это добавляет вселенной необходимую ранее глобальность — теперь «Чужой» воспринимается не как маленькая жуткая история про противостояние человека и космического хищника. Отныне это история космических масштабов. По крайней мере, начало положено.

Причина №2: уникальный стелс-геймплей

Чужого в кино не раз называли «совершенным организмом», но в играх ксеноморфы обычно всего лишь мясо. Creative Assembly исправили это досадное недоразумение. Местного ксеноморфа нельзя убить, пули ему не страшны, вас может спасти только огонь. Вы сможете ненадолго вывести Чужого из игры, но через минуту он обязательно вернется и еще ожесточеннее будет пытаться вас убить.

Alien: Isolation — это в том числе история про охоту, в которой жертва — вы. Чужой почти всю игру охотится за вами, не давая вам продыху. Вы слышите его шаги, пытаетесь по датчику движения понять, где он сейчас, прислушиваетесь к скрежету в вентиляции и изучаете его.

В этом и вся прелесть: разработчики накрутили на Чужого столько скриптов, что, по сути, он превратился в настоящий непредсказуемый искусственный интеллект. Для каждой новой локации у ксеноморфа есть некоторая модель поведения — где-то он предпочитает атаковать из вентиляции, где-то без стеснения бродит прямо по коридорам, лишь иногда исчезая, а где-то — намеренно ищет вас. Таким образом, ваша первая задача — понять его, а не просто выучить скрипты, как в других похожих играх жанра ужасов.

Но это еще не всё. Поведение в каждой локации, конечно, определено заранее, но в остальном хищник предоставлен сам себе. У вас не получится вызубрить его поведение, как в Amnesia или Penumbra, неизбежно придется импровизировать. В Alien: Isolation почти полностью отсутствует элемент контроля, к которому мы все привыкли в видеоиграх. Это не ваша игра, но игра Чужого.

Многим это не понравилось. В том числе об этом говорит в своем блоге Томас Грип, автор Amnesia. Привыкшие к чувству контроля игроки откровенно злились, когда Чужой неожиданно появлялся у них за спиной и убивал. Решение во многом спорное, но такого в играх мы в любом случае еще не видели, однако надеемся увидеть еще не раз.

Причина №3: уместная старомодность

Фильм «Чужой» увидел свет в 1979-м, и неподготовленному зрителю сегодня его смотреть будет сложно. Как и играть в Alien: Isolation изнеженному современному игроку, привыкшему к удобствам. Обычно старомодность — это все же минус, но только не в нашем случае.

Во-первых, игра полностью отбивает свою стоимость. Потратив почти три тысячи на консольную версию, вы получите произведение, в которое будете играть двадцать часов, а может быть, и больше — как в те времена, когда даже рельсовые шутеры длились не менее пятнадцати-двадцати часов. И вам не надоест.

Во-вторых, игра невероятно хардкорна. Все тот же Томас Грип отчасти ставит ей это в вину: да, одна из важнейших целей — это добраться живым до точки сохранения. Но это вовсе не препятствует вовлечению в игровой процесс, напротив: сохранение как самоцель — неотъемлемая часть игрового процесса!

Сама суть Alien: Isolation — добраться живым: до рычага генератора, до двери лифта, до какого-нибудь персонажа. Таким образом она подает себя и свою историю вам. Игра всегда как можно более точно ставит цель и даже обозначает ее на карте. А вот как вы достигнете этой цели — уже ваши проблемы. Крутитесь как хотите. Решает только ваш навык и немного — везение. Сегодня дорогие игры так уже не делают, они ведут вас за руку и не дают погибнуть. Alien: Isolation — не такая, и ей это к лицу.

Ну и в-третьих, старомодность полностью соответствует духу «Чужого». Creative Assembly потрясающе поработали с материалом, поэтому Alien: Isolation выглядит, звучит и пугает точно так же, как тот самый любимый нами фильм Ридли Скотта. И это чертовски ценно.

Комментарии
Загрузка комментариев