Взболтать и смешать жанры — 10 удачных игровых экспериментов

Битемапы. Казалось бы, один из самых древних жанров, который за несколько десятилетий довели до точки кипения — и, вроде бы, уже ничего нового в нём не придумать. Но нет: студия Guard Crush Games, известная триумфальным возрождением Streets of Rage, взяла и смешала мордобой с рогаликом в хайповой Absolum. Получилось очень даже хорошо.
В общем, это к тому, что не стоит категорично утверждать, будто жанры — да и индустрия в целом — давно топчутся на месте. Креативщиков хватало всегда.
Доказываем утверждение в нашем топе игр, вышедших в разные времена и объединивших в себе кучу самых дифференцированных механик.
Серия Persona

Источник: видеоигра Persona 4 Golden
Жанр: ролевая игра, социальный симулятор
Годы выхода: 1996 - 2025
Платформы: PC, PS1, PS2, PS3, PS4, PS5, PSP, PS Vita, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series, 3DS, Android, iOS, Switch, Switch 2
JRPG издавна отличались множеством мини-игр, разбавляющих пошаговые сражения и исследование мира. Авторы Persona пошли дальше и, начиная с третьей части, предложили аудитории, по сути, две игры в одной: традиционную японскую ролёвку — раз, и лайф-сим с культурным, так сказать, времяпровождением и даже свиданиями — два. Неплохой способ отвлечься между большими свершениями, не правда ли?
Ребята из Aerosmith как-то жаловались: мол, взяли они себе на разогрев тогда ещё не шибко известную группу Guns N’ Roses, которую публика встречала куда теплее, чем мастодонтов хард-рока. Похожая история произошла и здесь — ведь Persona начиналась как экспериментальный спин-офф другой популярной ещё в 90-х серии Shin Megami Tensei. В итоге «второплановая» вроде бы альтернатива перещеголяла своего маститого предка.
Сегодня Persona — одна из самых востребованных представительниц жанра японских ролевых игр. Конечно, теперь их покупают уже не с тем запалом, что во времена первых двух PlayStation, но благодаря творению Atlus жанр, некогда бывший одним из флагманов индустрии, не зачах окончательно.
Dungeon Keeper

Источник: видеоигра Dungeon Keeper
Жанр: симулятор бога, стратегия, менеджмент, экшен с видом от первого лица
Дата выхода: 26 июня 1997 года
Платформы: PC
У подавляющего большинства игроков Питер Молиньё ассоциируется с серией фэнтезийных ролевых экшенов Fable, ныне пребывающей в коматозном состоянии. Собственно, она в каком-то смысле стала не только самой известной его работой, но и его же проклятием. Примерно тогда геймдизайнер начал пачками раздавать обещания о всевозможных механиках и фичах, которые даже не собирался воплощать. Причина тому — стремительно выросшее ЧСВ после серии удачных релизов в 90-х.
Вряд ли среднестатистическому геймеру, не разменявшему четвёртый десяток, о чём-то скажет название Dungeon Keeper. А ведь это был большой хит и один из ранних примеров игры, нахватавшейся элементов из разных жанров. Поскольку до неё Молиньё отметился успешным «симулятором Бога» Populous, мсье решил не отказываться от некогда выстрелившей идеи — и развил её.
Для этого он добавил в привычное блюдо новые ингредиенты — стратегию и менеджмент. Ещё одним необычным решением стало управление антигероем — злобным Хранителем подземелий, захватывающим чужие земли и противостоящим светлым силам. Помимо менеджмента «базы» игрок мог вселяться в подконтрольных существ и смотреть на мир от первого лица. В этот момент Dungeon Keeper становилась уже чем-то вроде шутера от первого лица — или, скорее, Ultima Underworld.
Жаль, что столь самобытный образец геймдизайна в итоге так и остался эксклюзивом PC.
Серия Shenmue

Источник: видеоигра Shenmue II
Жанр: приключение, файтинг, симулятор жизни, интерактивное кино
Годы выхода: 1999 - 2019
Платформы: PC, Dreamcast, Xbox, PS4, Xbox One
Идея сделать ролёвку по мотивам Virtua Fighter со временем обросла таким количеством идей и амбиций, что проект перепрофилировали в самостоятельный IP. На бумаге задумка выглядела впечатляюще: эпизодическое приключение на 16 глав, революционная графика и открытый мир с множеством активностей.
А вот как всё сложилось на практике. Кусочек города Йокосука, воссозданный с поразительной по тем временам точностью. И блуждающий по нему 18-летний Рё Хадзуки — максимально унылый персонаж, движимый лишь жаждой мести за убитого отца, из-за чего быстро стал героем мемов. Ю Судзуки, некогда подаривший миру кучу культовых аркад и вышеупомянутую VF, действительно наворотил много всего, но не сумел заставить эту махину работать как следует.
Большую часть времени игрок скитался по улицам, выспрашивая у прохожих подсказки, чтобы сдвинуть сюжет с мёртвой точки. Время от времени «пеший» геймплей прерывался впечатляющими по тем меркам QTE-сценами и драками с боёвкой в духе файтингов. Плюс можно было коротать часы в аркаде, играя в дартс и наслаждаясь сеговской классикой 80-х.

Источник: серия Shenmue
Сегодня нас не удивишь «симуляторами ходьбы» с номинальным геймплеем, которые публике вполне по душе благодаря интригующим историям и скромной продолжительности. Но Shenmue была чересчур затянутой, а её сценарий — n-ная по счёту копирка гонконгских боевичков эпохи видеосалонов. К тому же она вышла в конце 90-х, когда представления о геймдизайне были совсем другими. Поэтому рекордно дорогой эксперимент SEGA многие пропустили, восприняв его скорее как эффектный технодемо. Свою роль сыграла и невысокая популярность Dreamcast, стремительно угасшая после релиза PS2.
В итоге от эпизодического формата отказались, а крест на серии поставили уже после второй части, включавшей несколько глав. Позорную третью мы, конечно, помним, но вышла она спустя почти два десятка лет — без участия SEGA и, честно говоря, лучше бы не выходила вовсе.
Однако важно другое: идеи Shenmue впоследствии подхватили многие разработчики. Упор на кинематографичность, интерактивные сцены на движке, открытый мир и обилие «гиммиков» под видом побочек. Судзуки не придумал все эти элементы, но именно он объединил их в проекте, опередившем своё время и ставшем образцом для подражания.
Серия «Космические рейнджеры»

Источник: видеоигра «Космические рейнджеры 2»
Жанр: стратегия, космический симулятор, ролевая игра, квест
Годы выхода: 2002 - 2013
Платформы: PC
Даже на заре отечественной игровой индустрии находились команды, ставившие перед собой амбициозные задачи. Одной из них была Elemental Games, подарившая нам «Космических рейнджеров». Только вдумайтесь: на дворе 2002 год, а тут выходит эпический космосим с элементами квеста, ролёвки и даже процедурной генерацией. Эдакая Elite по-русски, только выполненная на ином технологическом уровне.
Основной геймплей строился вокруг путешествий по галактике, где игроку предстояло иметь дело с разными фракциями, сражаться и торговать. Стартовые условия зависели от выбранной расы и предыстории, хотя со временем можно было превратиться в представителя другого вида. Да, выше мы уже вспоминали Shenmue, где тоже было всего и сразу, но там за этим стоял унылый триггерхантинг на фоне безумно красивых локаций.
А вот у авторов «Космические рейнджеры», как сказал бы один известный фудблогер, всё поженилось. И высокое качество исполнения оценили даже западные критики. Жаль лишь, что дальше сиквела и его ремейка, созданного уже другими разработчиками, дело не пошло.
Серия Natural Selection

Источник: видеоигра Natural Selection
Жанр: стратегия, шутер с видом от первого лица
Годы выхода: 2002 - 2012
Платформы: PC
Unknown Worlds, известная по серии Subnautica и скандальным разборкам между уволенными сотрудниками и экс-работодателем, громко заявила о себе ещё в начале нулевых благодаря моду для Half-Life. Да, переплюнуть Counter-Strike тогда никому не удалось, однако проект удивлял задумкой и вскоре стал одной из самых популярных работ фанатского сообщества.
В наши дни сочетание стратегии и шутера от первого лица уже не кажется чем-то невозможным, но тогда идея совместить строительство со стрельбой выглядела по-настоящему новаторской. Игроки делились на две команды: одна управляла пришельцами, другая — пехотинцами. После этого начинался бой за выживание и захват территории.
Стратегический элемент заключался в наличии карты, позволявшей оценивать обстановку на поле боя, а также в возможности отдавать приказы отряду — ну и, конечно, в пресловутом строительстве. Сами же сражения проходили в формате классического шутера от первого лица.
В 2012 году вышел сиквел — уже на официальной основе и в виде самостоятельной игры. К сожалению, вторая часть не предложила заметных новшеств в геймплее и скорее напоминала ремейк, но аудитория приняла её с энтузиазмом.
Knights in the Nightmare

Источник: видеоигра Knights in the Nightmare
Жанр: тактическая ролевая игра, стратегия в реальном времени, буллет-хелл
Дата выхода: 25 сентября 2008 года
Платформы: DS, PSP, Switch
Один из самых неординарных проектов в богатом портфолио Sting Entertainment, существующей с конца 80-х. Фактически это четвёртая игра в серии Dept. Heaven, начавшейся как просто ещё одна хорошая тактическая JRPG. Но со временем разработчики ударились в эксперименты, которые по достоинству оценили и критики, и игроки.
Поначалу ничего не предвещает подвоха: множество красивых артов с текстом, через которые подаётся сюжет. Он, кстати, получился в лучших традициях творчества М. Найта Шьямалана — с кучей «вотэтоповоротов» внутри другой кучи «вотэтоповоротов». Но дьявол кроется в геймплее: стоит только вступить в сражение, как на экране тотчас начинается полнейшая вакханалия.
Когда в 2021 году на PS5 вышла Returnal, многие удивились неожиданному присутствию элементов буллет-хелла в шутере от первого лица. Так вот, представьте себе, что по-хорошему сумасшедшие японцы реализовали нечто подобное тринадцатью годами раньше — да ещё и в тактической ролёвке, где подобная механика кажется чем-то пришитым к кобыле хвостом. Но это только на первый взгляд: к царящему в геймплее хаосу довольно быстро привыкаешь.
Важный момент — лучше играть в оригинальную версию для DS, поскольку Knights in the Nightmare очень толково использует два экрана. Вышедший позднее порт на PSP лишён этой особенности, а переиздание для Switch до сих пор доступно только в Японии.
Henry Hatsworth in the Puzzling Adventure

Источник: видеоигра Henry Hatsworth in the Puzzling Adventure
Жанр: платформер, три в ряд
Дата выхода: 17 марта 2009 года
Платформы: DS
У заокеанских игрожуров есть такой термин — hidden gem. Им называют отличные игры, которые по тем или иным причинам остались неизвестны широкой публике. И одной из таких стала Henry Hatsworth in the Puzzling Adventure. То ли всему виной слабый пиар Electronic Arts, то ли неказистое название — неважно. Главное, что это великолепный 2D-платформер, вобравший в себя элементы лучших представителей жанра и приправивший их механикой match-3.
Вот как это работает: побеждённые протагонистом враги не исчезают, а «складируются» на нижнем экране в виде блоков. Если дать им выйти за границы, героя буквально начнут прибивать падающими на голову кирпичами. Поэтому время от времени приходится переключаться на уничтожение этих блоков, составляя ряды из трёх и более одинаковых по цвету.
Странная, но по-своему гениальная идея. Во-первых, отличное применение двух экранов портативки Nintendo. Во-вторых, две игры в одной. В-третьих, возможность передохнуть от хардкорного платформинга, которым Henry Hatsworth in the Puzzling Adventure может смело гордиться.
Серия Blood Bowl

Источник: видеоигра Blood Bowl
Жанр: спортивная игра, стратегия
Годы выхода: 2009 - 2023
Платформы: PC, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series, PS4, PS5, PSP, DS, Android, iOS
Спортивные игры тоже издавна скрещивали с другими жанрами. Старожилы наверняка помнят гремевшую в конце 80-х и начале 90-х серию Nekketsu, где можно было надавать оппонентам по морде прямо в процессе матча. Авторы Blood Bowl, адаптации одноимённой настолки, пошли ещё дальше: карикатурная пародия на американский футбол, включающая в себя элементы спортивного менеджера.
В режиме карьеры нас ждут стандартные для жанра задачи — покупка членов команды, управление клубом, замена раненых, а то и вовсе убитых игроков. Сами матчи подаются в формате стратегии, поэтому имеют мало общего с какой-нибудь Madden NFL в плане геймплея. В этом и кроется изюминка Blood Bowl: пусть она и не стала большим хитом в мире видеоигр, но всё же оставила заметный след в индустрии как один из самых ярких примеров необычного сочетания жанров.
Серия Borderlands

Источник: видеоигра Borderlands 3
Жанр: ролевая игра, шутер с видом от первого лица
Годы выхода: 2009 - 2025
Платформы: PC, PS3, PS4, PS5, PS Vita, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series, Switch, Switch 2, Android, iOS
В наше время прокачка и смена экипировки встречаются у представителей самых разных жанров, из-за чего границы между ними и традиционными ролёвками всё сильнее стираются. Но в 2009 году, когда вышла первая Borderlands, элементы RPG крайне редко встречались в шутерах. Причём Gearbox развернулась с ними по полной — это были не банальные +10 к силе или здоровью, а целые древа навыков, позволявшие развивать героя под свой стиль игры.
Кроме того, Borderlands стала пионером на поприще так называемых лутер-шутеров. Содержимое сундуков с аммуницией и предметами генерировалось случайным образом, что добавляло игре реиграбельности. Добавьте к этому засилье побочных заданий, стильную мультяшную графику — и вуаля: перед нами настоящая белая ворона жанра. Которая, однако, не просто нашла понимание у аудитории, но и стала большим хитом.
Впоследствии Borderlands превратилась не просто в успешную серию игр, а в целую мультимедийную франшизу, включающую спин-оффы, комиксы и новеллы. А в прошлом году вышла ещё и экранизация — увы, совершенно отвратительная.
Crypt of the NecroDancer

Источник: видеоигра Crypt of the NecroDancer
Жанр: рогалик, ритм-игра
Дата выхода: 23 апреля 2015 года
Платформы: PC, Android, iOS, PS4, PS Vita, Xbox One, Switch
В девяностых и первой половине нулевых ритм-игры были одним из самых популярных жанров — как у завсегдатаев аркад, так и у консольщиков. Танцульки на ковриках или металлических платформах автоматов, целая эра Guitar Hero и ей подобных, пытавшихся имитировать исполнение песен на бутафорских инструментах. Но в какой-то момент мода прошла, и жанр ушёл в закат. Тем не менее элементы ритм-игр время от времени появлялись в других проектах — и одним из самых неординарных стал Crypt of the NecroDancer.
Необходимость совершать действия в такт музыке здорово разнообразила привычный для «рогаликов» геймплей. Похожую механику впоследствии реализовали авторы Hi-Fi Rush — там, правда, за промахи по ритму карают куда мягче, но суть осталась та же. А ещё в Crypt of the NecroDancer можно импортировать собственные треки: вкупе с процедурной генерацией это превращается в десятки, если не сотни часов захватывающего геймплея, где каждый забег по-своему уникален.
Проект так сильно зашёл аудитории, что Nintendo даже согласилась на кроссовер с «Зельдой» — Cadence of Hyrule, работающий по тем же правилам. А в 2025 году вышел спин-офф Rift of the NecroDancer, представляющий собой уже чистую ритм-игру без всяких «рогаликов».